Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Надежды Егоровны Щурковой.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Основополагающие принципы :
1) принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
2) принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
3) принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.
Философическое воспитание - это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».
Н.Е. Щуркова называет пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания.
Первое - обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.
Второе - предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».
Третье направление - находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.
Четвертое методическое направление - упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте. Это необходимый шаг от «знаю» к «умею».
И пятое направление - это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Диалогическое воспитание - это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.
При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.
Основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников:
1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех.
3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.
В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению. Такими задачами являются следующие:
Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества;
Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;
Формирование образа жизни, достойной Человека;
Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Механизм формирования образа жизни, достойной Человека - это постепенное, пошаговое движение (способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт).
Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники-первоклассники, - это формирование отношения к природе как общему дому человечества. Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять и принять нормы культурной жизни. Третья ступень та, на которую поднимаются учащиеся 5-6-х классов. Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, видимо, необходимо уметь стимулировать школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения.
Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую ступеньку, учащиеся 7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни. Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями, родителями, другими людьми, происходит действительное формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень (9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека. Шестая ступень - это 10-11-е классы. Идет формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанныхпроцессов :
1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;
2) усвоений как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.
Результат формирующего влияния этих процессов наличность ребенка автор концепции обозначает триадой: знаю - умею - люблю. Для становления образа жизни, достойной
На практике это означает, по мнению Н.Е. Щурковой, успешную реализацию классным руководителем трех основных функций. Они следующие:
1) обустройство жизни ребенка в школе;
2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса - необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год.
Показатели определения целостного и детального анализа и оценки результативности:
Внешний облик ребенка;
Физическое и психическое развитие детей;
Их поведение;
Качественность разнообразной деятельности;
Способности и самочувствие детей;
Ценностные предпочтения;
Отношение ребенка к своему Я.
Как ты понимаешь характеристику "достойный образ жизни"? 6 класс - это возраст, когда ребята начинают рассуждать, готовы поддержать беседу о важных вопросах, касающихся жизни современного человека.
Первое, что ассоциируется с этим определением, это материальный достаток. Сложно представить себе полноценную жизнь тех, у кого не хватает денег на приобретение продуктов питания, лекарственных препаратов, одежды. Если приходится думать о том, как прокормить себя, семью, оплатить коммунальные услуги, не остается ни сил, ни времени на то, чтобы заниматься реализацией творческого потенциала.
Пожалуй, только отдельные личности готовы заниматься высоким искусством, забыв о насущных проблемах.
Попробуем ответить на следующий вопрос, предлагаемый шестиклассникам: «Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», предложи и обоснуй свою позицию». Такое задание предлагается в курсе обществознания, оно предполагает наличие у школьников определенных знаний.
Например, можно выделить несколько этапов в "лестнице" обустройства правильного поведения. На первой ступени необходимо получить навыки удовлетворения своих ежедневных потребностей. Если человеку не нужно решать многочисленные бытовые проблемы, он уверен в том, что у него есть пища, он понимает, что этого явно недостаточно для счастливой жизни.
Только у сытого человека включается творческая активность, желание найти себе увлечение по душе. Если человек занимается делом, которое ему не нравится, он никогда не достигнет высокого результата. Только в том случае можно вести речь о счастье, когда люди находятся в полной гармонии с окружающими, природой, любят свою профессию.
Про того, кто относится к окружающим людям позитивно, доброжелательно, ведет здоровый образ жизни, имеет хорошее здоровье, говорят, что это достойные граждане.
Если человек живет в бедности, вынужден ходить на нелюбимую работу, он постепенно перестает уважать себя, теряет достоинство. Потеря самоуважения превращает его в завистливое существо, которое лишено любых моральных принципов. Именно уважение к себе, своему поведению, внешнему виду, занятиям - все это является характерными чертами достойного человека.
Люди интуитивно понимают, что их предназначение в мире не должно ограничиваться воспроизводством, они должны стремиться не только к обеспеченной и сытой жизни, но и к гармонии и самореализации. В настоящее время модной тенденцией является здоровый образ жизни. Многие посещают тренажерные залы, записываются в танцевальные студии. Люди пытаются повторять образ жизни своих звездных кумиров, поскольку считают их абсолютно счастливыми людьми, ведущими достойный образ жизни.
На вопрос учителя: «Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни»: предложи и обоснуй ее своими словами», шестиклассник составил небольшое сочинение.
"Каждый человек имеет собственный образ жизни. Кому-то хочется всегда быть в центре внимания других людей, а кто-то мечтает об уединении, ищет возможность для того, чтобы уехать из шумного города на природу. Кому-то абсолютно наплевать на состояние своего здоровья, а кто-то ищет любую возможность для того, чтобы заняться спортом. Люди все абсолютно разные, поэтому у каждого из них будет свой ответ на вопрос о том, как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни».
Я считаю, что человек в том случае ведет правильный образ жизни, если он не унижает других людей, не оскорбляет их достоинство, права и свободы".
К сожалению, некоторые люди находятся в постоянной погоне за материальными благами, при этом они просто забывают о том, что есть и духовные ценности.
На вопрос о том, как ты понимаешь характеристику "достойный образ жизни", они отвечают, что это материальное благосостояние: наличие машин, дач, счетов в банках. Погоня за деньгами приводит к тому, что человек забывает о развитии своего внутреннего мира. В обществе обращают внимание на внешний облик человека, а его внутреннее содержание остается закрытым.
На вопрос о том, как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», многие школьники отвечают, что это жизнь без забот и хлопот. Никто из современных школьников не считает духовность и нравственность теми качествами, которыми должен обладать достойный человек. Рассуждая над тем, как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», ребята отмечают материальные ценности, о внутреннем мире никто даже не вспоминает. Причиной такого отношения является состояние современного общества, в котором в качестве приоритетов рассматриваются материальные блага, а не духовность и нравственность.
Люди забыли о том, что в сложные времена выживает тот, кто силен духом, а не владелец миллионных состояний.
Вопрос «Как ты понимаешь характеристику "достойный образ жизни", предложи свои мысли по этому поводу» все чаще встречается в школьных стенах. Что можно вложить в смысл этого словосочетания? В первую очередь необходимо упомянуть об уважении к старшим, заботе о домашних питомцах, честном и искреннем общении, жертвенности ради дорогих людей.
Основными чертами достойного человека являются забота и уважение к старшему поколению, любовь к живому миру. Подростки, которые воспитываются в полных семьях, среди отличительных признаков достойного человека называют любовь к своим родным и близким.
Если вас спросят "Как ты понимаешь характеристику «достойный образ жизни», обоснуй свою позицию", можете смело говорить, что речь должна идти о тех людях, которые честны во всем. Именно искренность можно рассматривать в качестве основного качества достойного человека.
Приводя примеры жизненных персонажей, ведущих приличный образ жизни, остановимся на ситуации, когда человек проживает в селе, вдали от цивилизации. У него есть любимая работа, родные и близкие не болеют, нет проблем с продуктами, да и ассортимент в магазине не настолько богат, чтобы неразумно тратить деньги.
Встретив на улице бездомного котенка, он обязательно его приютит, накормит и обогреет. Это и есть проявление достойного поведения по отношению к тем, кто нуждается в заботе. Он делает это не для того, чтобы его похвалили, поощрили, а просто потому, что человек должен помогать тем, кто попал в беду, нуждается в защите и понимании. Если для жителей сельской местности еще имеют значение такие слова, как "духовность", "нравственность", то для многих горожан они давно перестали существовать, люди думают только о получении материальной прибыли, забыв о внутреннем содержании.
Как написать неск. предл. (мини-сочинение) на тему "достойный образ жизни"?
В зависимости от своего мировоззрения, от своих целей и своего видения смысла жизни каждый человек по своему понимает выражение Достойный образ жизни. Кто-то может считать достойным образом жизни наличие огромного количества денег, дорогих развлечений и возможности ничего не делать. Другой скажет что такой образ жизни как раз недостойный для человека. А достойно жить это быть честным и вежливым, не поступаться своими моральными принципами. Кому-то ближе духовное совершенствование, кто-то отдает предпочтение материальному. Но на самом деле, достойный образ жизни, это когда человек живет в гармонии между окружающим миром и внутренним мироощущением. Достойно для человека чувствовать себя счастливым, а как этого достичь вопрос уже другой.
Достойный образ жизни, на мой взгляд, ведет тот, кто понимает и принимает постулат о том, что жизнь (любая) — это высшая ценность, что у каждого из нас есть только один шанс оставить свой след в этом в мире. К сожалению, понятие достоинство несколько девальвировало в последнее время, уступив место таким суррогатам как богатство, власть, успех и известность.
На протяжении всей своей жизни человек сталкивается с различными проблемами, конфликтами, моральными дилеммами, от способа их решения подчас зависит, что принесет он в мир — добро или зло, какие семена посеет. Именно этот уникальный потенциал морального выбора определяет понятие достойный образ жизни.
Нужно быть достаточно твердым, чтобы в суете современного мира не сбиться с дороги, чтобы, уважая чужое достоинство, уметь в определенных ситуациях отстаивать и свое собственное.
Для того, чтобы написать что-то о достойном образе жизни, предлагаю сначала ознакомиться с определением самого слова достойный:
Это словарная статья из словаря Ожегова.
Таким образом, достойный образ жизни это жизнь, которая достойна похвалы и уважения от других людей. Жизнь, достойная человека с большой буквы, который справедлив, добр, гостеприимный, вежливый, дружелюбный (тут можно перечислить уйму положительных качетв и остановится на некоторых из них).
Достойной можно назвать жизнь такого человека, который живет не только для себя, но и для других (если знаете таких людей, можете привести примеры, от Иисуса Христа до других знаменитых людей, которые прославились своими благими поступками, врача какого-нибудь, например, — что и кто вам ближе).
Достойный образ жизни также включает в себя и другой аспект — здоровье. Это отсутствие вредных привычек, занятия спортом, прогулки, правильное, здоровое питание и т.д.
Достойный образ жизни
Он пошел учиться в ПТУ уже в 14 лет. Через 3 года Он пришел на завод. Работал хорошо, удостаивался наград, не лицемерил, имел свое мнение обо всем.
В 26 лет встретил Ее, и уехал к Ней, потому что хорошая работа на заводе не давала права получить квартиру от завода.
Переехав, Он просто сменил завод на завод. Родилась Дочь, а семья продолжала жить в семейном общежитии. Тогда он ради квартиры для семьи, пошел работать на стройку, и квартиру со скрипом, но получили. Работы почти не было, кормить семью надо было, и Он пошел работать на шахту. Было страшно, в те далекие 90-ые года шахты часто теряли шахтеров, но другого выхода не было. Ведь у Него были Его девочки, и они заслуживали того, чтобы жить достойно: спокойно, в достатке, без особых проблем.
Давно не писала сочинений… рискну.
О достойном образе жизни мы говорим и слышим много, но, увы, дальше разговоров дело не идт.
Мы просто не умеем или не хотим жить правильно, а может быть, просто не понимаем о чм речь?
Мои мысли на этот счт следующие: достойный образ жизни — это уважение к старшим, отсутствие вредных привычек, желание учиться и работать, это поведение за которое тебя ставят в пример, умение выстоять и не сломиться в трудный момент и не дать упасть другому.
Всегда надо помнить о том, что жизнь одна и она должна быть достойной!
Если пурга ответ удалю…
Паша с детства хотел жить достойно.
Это словосочетание он услышал еще в 4 года от папы, мрачно раскурившего папиросу на кухне под новостные телепередачи и костерившего всех лиц на экране.
Паша был хорошим сыном, закрывал уши, когда того требовалось, прикрывал глаза, когда смотреть не следовало, не перечил взрослым, был примерным.. но очень захотелось жить достойно.
Прошло 20 лет.
Павел обрел самостоятельность, во многом вынужденно. Остался единственном членом семьи. Мать и отца схоронил почти подряд, когда ему только стукнуло 18.
Учился и работал, сторонился сверстников, ведущих веселый образ жизни.. Да, образ жизни.
Все 20 лет из головы Павла не выходил вопрос о достойной жизни — как же это? Что будет и что для этого надо?
Свою трудо-уче6ную жизнь достойной не считал. Как и не считал достойным подражания поведение своих сверстников. Однако, есть же он, этот достойный образ жизни! Как же его понять и как к нему придти?
Тут стоит сделать паузу и вспопнить, что требовалось мини-сочинение. Тогда продолжение в следующий раз, остановимся на ключевом моменте поиска оной)
Вы знаете, вопрос «Как ты понимаешь характеристику чего-то…» чаще всего звучит в школьных стенах. Но такое понятие, как «достойный образ жизни », должно быть значимо и для нас - людей, уже не сидящих за школьными партами до боли знакомых зеленых оттенков.
Начнем с того, что образ жизни (в том числе и достойный, а вообще - любой) - это своего рода ваше жизненное устройство (уклад).
Когда говорят «Достойная жизнь - это материальные и духовные блага», ошибаются. Вы поймите, достойный не тот, у кого миллиарды или особняк в столице, а тот, кто считает значимым в жизни не наличие денег в кошельке, а:
Уважение к старшим и забота о них - черта достойного человека
Забота о животных - поведение достойного человека.
Поэтому когда вас спросят «», говорите «Я понимаю это, как честность во всем!».
Искренность во всем, как достойный образ жизни
Это, пожалуй, единственно верная реплика в ответ на подобный вопрос, потому что думать вот так - «Я известный бизнесмен, живу достойно, и при этом пью, не жертвую ничем ради тех, кого якобы люблю, прохожу мимо мерзнущего на улице котенка, не чувствую жалости к больным и голодным людям», это дико и смешно.
Перейдем к анализу жизненных примеров персонажей, которые ведут приличный образ жизни - иными словами достойный.
Персонажей не будем искать в книжках и журналах, ведь смысл не в реальности самого персонажа, а в том, что и как он делал по жизни.
Смотрите, представьте, что вы проживаете в отдаленном от цивилизации селе. Все у вас хорошо - есть работа, любимые люди живы и не болеют даже, а что покушать - вы не думаете, потому что холодильник «трещит по швам» от наложенной в него еды, ассортимент которой кружит голову.
Однажды вы выходите во двор и видите забитого в угол и дрожащего от холода и голода котенка. Кстати, как он там оказался - не значимый вопрос на самом деле. Его могли подкинуть, или он сам забрел к вам в поисках хотя бы маленького кусочка хлебного или капли воды.
Как отреагирует обычный человек? Совершенно верно: «Черт возьми! Откуда ты тут и чего сидишь в моем дворе?! Пошел отсюда!». Или так: «Да, карапуз, прикольный ты, но зачем ты тут мне? Иди к соседям, может, что подкинут тебе». Вот и все.
Помните, в начале статьи мы привели значимые черты человека, по которым видно, что для него ценно и кем он является по жизни? Так вот, человек достойный проявит к брошенному котенку любовь, отдав ему хоть и маленький, но свой кусочек хлеба. И не потому он сделает это, чтобы его похвалили, а потому, что сердце ноет при виде беззащитного животного, глядящего на тебя бездонными глазами, наполненными неиссякаемой надеждой.
Нет хлеба? Нальет хотя бы водички. Нет и ее? Пригреет малыша в сарае, положив ему тряпочку или сено.
Поймите, сделать добро можно всегда, если душа этого хочет!
Ну что же, теперь вопросы типа «Как ты понимаешь характеристику “достойный образ жизни”?
» не должны быть страшны для вас. И если вы честный и добрый человек, то можете быть уверены, вы живете достойно.
Если вы нашли ошибку в статье, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .