Чудо центр - Женский портал

Чудо центр - Женский портал

» » Славянский праздник купала его традиции и история. Славянский праздник купала его традиции и история Любовный заговор на Ивана Купала с ритуалом омовения

Славянский праздник купала его традиции и история. Славянский праздник купала его традиции и история Любовный заговор на Ивана Купала с ритуалом омовения

Когда Ивана Купала в 2019 году - праздник приходится на 7 июля . Это одно из наиболее мистических событий года, которое по значимости можно сравнить разве что с Хэллоуином или Антипасхой. Ивана Купала изначально был языческим праздником с которым связаны многие народные традиции, например, прыжки через костры для очищения или поиск клада с помощью волшебного цветка папоротника.

Приходит лето и солнце набирает свою силу, наступает пора долгих дней и коротких ночей. Июнь, наливающийся теплом и соками, покажет свою силу в дни солнцестояния и опалит землю первым летним зноем. Затем наступает июль - месяц, на который приходится празднование дня Ивана Купала (Купало) по новому стилю.

Древние славяне отмечали наступление летней поры с началом цветения шиповника, в первых числах июня. До восемнадцатого века лето в календаре было обозначено с празднования рождества Иоанна Предтечи (24 июня), а заканчивалось оно праздником Зачатия того же святого, примерно 23 сентября. Месяц июнь ранее на Руси называли червенем, потому что было в эту пору много вишен, а также хлеборостом и кресенем, т.е. огнём.

Огонь и вода - основные символы Ивана Купала

Вам может показаться странным такой выбор праздничной символики. Действительно, что может быть общего у огня и воды? Оказывается, кое-что есть. Обе стихии несут очищение, вот только вода очищает тело, а огонь - душу.

На Ивана Купалу люди действительно массово купались в реках и прочих водоёмах. Но, нужно отметить, что существовали определённые . В частности, подходить к водоёмам после заката солнца было строго запрещено - чтобы нечистая сила не утопила. Во время прыжков через костёр всякий старался прыгнуть как можно выше. Считалось что тот, кто прыгнет выше всех, будет самым счастливым в течение года.

Какого числа празднуют Ивана Купала в 2019 году

В свое время день Ивана Купала представлял собой древний . Событие было приурочено к Солнцевороту (летнему солнцестоянию).

Вам стало интересно, с чем связано такое расхождение по датам? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно обратиться к языческим традициям предков. Изначально Ивана Купала был праздником сугубо мистическим. В этот день (а точнее, в ночь накануне) проводились обряды, произносились заговоры, совершались гадания.

На Ивана Купалу природа преображается


Венки спускали на воду,
чтобы погадать на жениха

В Солнцеворот земля возвращала солнцу свою силу. В этот день проводились обряды по очищению детей от болезней росой и огнём. Ранним утром малыши бегали по росе, набираясь сил от земли и растений. Матери сажали своих чад на широкую деревянную лопату и помещали ее в печь на мгновенье, чтобы ушли болезни и порчи. Этот обряд назывался «перепекание ребенка», считалось, что он помогает от «собачьей старости» (рахита). Не спешите изумляться «варварским» обычаям предков - детей помещали совсем ненадолго, и не в раскаленную, а в теплую остывающую печь.

Неделя, предшествующая Солнцевороту, называется Русальной. В это время проводились обряды по прощанию с русалками, люди приносили гостинцы для , оставляя их в лесу или возле водоема рядом с березами.

Прекрасная и сказочная атмосфера царила в дни празднования Солнцеворота, народ пел песни, гадал и веселился, жглись костры. Сжигали старую одежду, чтобы обновиться и очиститься. Перепрыгнув через священный огонь, очищали свой дух, возобновляли связь с предками.

Цветок папоротника в ночь на Купала

Согласно старинным народным поверьям, на Купальскую ночь следовало искать цвет папоротника или, как его еще называли, «папарыша». Люди верили, что тот, кто найдет и принесет мистический цветок к себе домой, вскоре будет знать, где зарыты клады.


найти заветный цветок нелегко...

Однако чтобы получить в свое распоряжение несметные богатства, нужно быть отчаянным смельчаком. В ночь на Купала вся нечисть выходит на защиту цветков папоротника. Так что любителю быстрой наживы придется несладко - при встрече с недолго и сгинуть навеки! К тому же, как гласит легенда, цветок папоротника дается лишь избранным людям с чистой душой.

Но что делать, если уж очень хочется обрести богатство? В таком случае, вам потребуется найти дикорастущий папоротник в ночь на Ивана Купала. Собственный цветок в комнатном горшке или на дачном участке не подойдет, поэтому придется отправляться за город, в лесистую местность. С собой нужно прихватить , без которого добыть заветный цветок не удастся.


Только самый упорный найдёт папоротников цвет!

Возле найденного папоротника следует очертить защитный круг, который будет оберегать вас от нечисти. Терпеливо ожидайте, пока не появится цветок, который может быть огненным или серебристым. Немедленно срывайте цвет, как только он покажется! Этот момент нельзя пропустить, ведь папоротник цветет всего лишь одно мгновенье.

Возвращаться домой будет очень сложно, нечистая сила станет окликать вас, стараться испугать страшными видениями, «запутывать» дорогу. Препятствия, которые предстоит преодолеть, очень подробно описаны в «Майской ночи» Гоголя. Тому, кто оглянется, откликнется на зов нечисти или собьется с пути, скорее всего не удастся выйти живым из леса.

Чем опасен кровоцвет?

Существует другая версия легенды о папоротнике, сорванном на праздник Ивана Купалы. Вот что гласит древний текст:

Найди в лесу гиблое место, и отправляйся туда в купальскую ночь. Дождись, пока месяц покажется из-за туч, а затем оглядись вокруг - луна укажет тебе кровоцвет! Не мешкай ни секунды - поскорее срежь заветный цветок. Окропи его свежей кровью, и будет тебе счастье...

На первый взгляд, задача кажется не слишком сложной. Найти в лесу гиблое (т.е. глухое, запущенное) место не составит особого труда. Нечистая сила сама подскажет желающему, где искать кровоцвет, вот только счастья от этого не будет! Дьявольский цветок откроет человеку клад и сделает его богатым. Но взамен кровоцвет сведёт человека с ума и заставит убить того, кто ему дорог...

Празднику Ивана Купала уже более двух тысяч лет. Традиционно праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля. Это, пожалуй, единственный языческий сохранившийся до сих пор праздник, на который почти не повлияло христианство. Этот праздник отмечали по территории всей Украины, о чем свидетельствуют купальские песни.

Ночь на Ивана Купала считается магической. Только в купальскую ночь молодежи позволялось шалить, заигрывать друг с другом, целоваться, обниматься (вступать в интимные отношения), после Ивана Купала парень должен был жениться на девушке, с которой он заигрывал.

Согласно легенде в эту ночь играли свадьбу Купала и Марены - это символизировало союз мужского и женского начал, двух стихий (Купало - воплощение огня, Марена - воды).

Ивана Купала желательно праздновать возле реки - текучей воды. Подготовка к празднику начиналась еще на рассвете. Парни скашивали траву на поляне, на которой предполагались все действа, готовили дрова для огромного ночного костра, приносили солому, которую нужно было обязательно украсть (из нее делали чучело Купала).

Девушки плели венки из цветущих целебных трав - в том числе и из полыни, которая, по поверьям, отгоняет нечисть. Несколько венков они плели для себя, причем один был особенным, магическим: создавая его, девушка мечтала о парне, который ей нравится, и загадывала желание выйти за него замуж. В течение праздника она стремилась надеть его на избранника, а вечером спускала на воду.

Вечером девушкам только на Ивана Купала разрешалось снимать юбки и плахты и оставаться в нижней сорочке. В этот день было очень важно обливаться водой: изо рта, из пригоршни, из ковшика (если кто запасся им).

Это означало, что участник праздника очищен не только огнем, но и водой - символом мощи, энергии, здоровья. Еще это символизировало вызов дождя, чтобы не было засухи. Понятно, что облитые водой девушки в мокрых сорочках становились еще привлекательнее. Кроме того, им было холодно, что служило еще одним поводом для парней обнять их, согревая.

В течение праздника все веселились, пели, водили хороводы, устраивали застолье: приносили хлеб, пироги, вместе варили из злаков (ячневую или пшеничную) кашу, жарили яичницу. Вероятнее всего, на Ивана Купала употребляли слабый алкоголь - пиво или брагу (о водке в исторических источниках упоминаний нет).


Кульминация праздника наступала вечером. Из скошенной утром и высушенной за день травы девушки делали два чучела - Купала и Марены. После захода солнца их сжигали на костре, что символизировало свадьбу. Затем пары - парни и девушки, взявшись за руки, прыгали через огонь, причем перепрыгивать нужно было не через дым или угли, а именно через пламя.

Люди верили, что огонь обладает целебной могущественной силой -- таким образом они проходили обряд очищения от прошлого и вместе были готовы к новой жизни. Сейчас через купальский костер прыгают все: и дети, и люди в одиночку, и не близкие друг другу взрослые.


Между тем, по традициям Ивана Купала , прыгать через огонь могли только пары, которые решили связать свои судьбы, или уже семейные пары. Продолжая тему борьбы огня и воды, догоревший костер заливали водой из реки, причем воду приносили все, набрав в рот. Досыта навеселившись, напевшись и натанцевавшись, пары разбредались по лесу искать мистический цветок папоротника.

Согласно поверьям ровно в полночь расцветает папоротник. В природе это растение не цветет, но до сегодняшнего дня сохранились легенды и сказки о том, что именно в эту волшебную ночь рождения искренней любви, слияния огня и воды происходит чудо - появляется цветок счастья, удачи и благополучия. Цветок ищут все, но находят только парами, причем увидеть его могут только по-настоящему влюбленные. На Ивана Купала в борьбе огня и воды побеждает вода.


Праздник завершался пусканием венков на воду. Девушки спускали венки (символ обручального кольца) с вставленной в него свечой на воду, загадывая желание, - как правило, выйти замуж за любимого. Вода уносила желание, и девушка верила, что оно сбудется. Если венок тонул, это было плохим знаком.

После празднования Ивана Купала парни начинали сватать своих избранниц, и наступала пора подготовки к свадьбам.

Славянский Праздник Купала (Купайло, Купало) — день летнего солнцестояния. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. Это один из основных четырёх праздников древних славян, приуроченных к положениям Солнца ( , Купала, ). Последний день Русальной недели или Русалий. Купала — один из древнейших праздников, который сохранил неизменными множество традиций и обычаев наших предков до наших дней, например: провожание Ярилы, которого сменяет Бог летнего солнца Купала, сбор целебных трав, поиск цветка папоротника и т.д. Купала также является великим праздником, который ныне подменён церковью на день рождения Иоанна Крестителя.

Давайте попробуем непредвзято разобраться, что же это за день такой, носящий имя Купала, который почитался и праздновался предками Русов строго в одно и тоже время в году, задолго до наших времён, основные обычаи и традиции которого, приходящиеся по Душе и сейчас (именно по Душе, а не по каким-нибудь канонам), дошли до нас из глубины веков.

В какой день празднуют Купала?

Сама дата празднования не случайна и связана с астрономическим событием, как и многие другие празднуемые дни, что может свидетельствовать о продвинутых познаниях предков Русов в вопросах астрономии. На День Купала приходится астрономическое событие, именуемое днём летнего солнцестояния. Ныне абсолютно известно, что траектория движения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца далека от идеального круга. В течение одного обращения нашей планеты вокруг Ярилы-Солнца расстояние между ними меняется от минимально близкого до максимально удалённого, что повторяется из года в год и из века в век. В день летнего солнцестояния наша планета занимает самое удалённое положение от Ярилы-Солнца, и в нашем полушарии в это время бывает самый длинный день и самая короткая ночь в году — торжество света над тьмой. Это астрономическое событие не зависит ни от каких религий, вер, политических взглядов и, в целом, людей. Солнце светит всем одинаково, и это событие происходит в одно и тоже время из года в год, не взирая ни на какие календари и их стили, и его невозможно отменить или перенести в угоду кому бы то ни было, а вот подменить понятия вполне возможно.

В 2020 году Славянский Праздник Купала приходится на 21 июня

Таким образом, день летнего солнцестояния, по широко ныне используемому календарю, приходится на с 19 по 25 июня.

Откуда взялись названия праздника Купала, Купайло, Купало или Иван-Купала?

С датой разобрались, теперь попробуем понять, какой смысл был вложен в название праздника Дня Купала. Если в случае с датой все ясно, там условия определяет астрономическое событие, то с названием придется оставить вопрос открытым, поскольку мы не располагаем на сегодняшний день достоверной информацией, а Наследие Предков, передаваемое из уст в уста, до нас дошло весьма искажённым. Существует множество версий возникновения этого названия, однако далеко не все принимаются Душой достаточно однозначно, что может быть воспринято истиной. В конце статьи приведена легенда, посвященная возникновению названия празднества дня летнего солнцестояния. Наберитесь смелости и, прочитав её, составьте собственное мнение, принимает ли Ваша Душа такую трактовку, является ли это версией близкой к реальности, а не слепо следуйте каким бы то ни было убеждениям.

На сегодняшний день Праздник больше известен под названием Иван Купала или Иванов День, названный так в честь христианского святого Иоанна Крестителя. Иван Купала, в отличие от настоящего Праздника Купайлы или Купалы, не приурочен к солнцестоянию, а отмечается в дату рождения Иоанна Крестителя 7 июля. Праздновать 7 июля Купалу по языческим традициям с кострами, венками, поиском папоротника не имеет никакого смысла, так как солнцестояние давно осталось позади. На самом деле этот праздник принадлежит вовсе не Иоанну Крестителю или какому-то непонятному Ивану Купале, а языческому Богу Купала (Купайло).

Некогда этот праздник отмечался не только на Руси, но и по всей Европе. Холмы, поля, луга, долины покрывались огнями купальских костров. В наше время, конечно, такого уже не встретишь, но многие люди, языческие общины продолжают поддерживать традицию, и посетить Праздник Купала, как он есть на самом деле, может любой желающий. Считается, что на рассвете Купальского дня солнце радуется, переливается всеми цветами радуги, танцует и купается. Сам день солнцестояния всегда жаркий, это объясняют тем, что солнце в последний свой день жарит землю из всех сил, но, побеждённое, уходит на зиму. На Купалу солнце достигает своего апогея, жарит с неимоверной силой и по традиции люди должны попросить его умерить свой пыл.

Народные обряды и традиции на Праздник Купала

День летнего солнцестояния по сей день достаточно широко празднуется в разных уголках нашей планеты, причем во многих местах именно в ее истинную астрономическую дату.Этот праздник распространен у народов, чьи корни тесно связаны с корнями Русов. Имея отличающиеся названия у разных народностей, суть его одна: все обряды связаны с огнём, выступающим обычно в двух ипостасях – земной и небесной (Солнце), и водой.

Празднование Дня Купала предваряла Русальная неделя. Эти дни посвящены Богиням рек, озёр и водоёмов.На Русальной неделе без особой надобности не купались, чтобы не тревожить готовящихся к летнему празднеству водных божеств, и с этого дня начинали ежедневно купаться в реках. Было принято караулить встречу месяца с солнцем в ночь на солнцестояние, не ложились спать и наблюдали, как играет Солнце. Купалинская ночь — время, когда магическая сила огня, воды, земли, растений достигает наивысшей силы, а вода в реках и озерах приобретает особые живительные и очищающие свойства. Поверье о цвете папоротника, цветущего огненным цветом в купалинскую ночь, есть во всех славянских народах, на поиски которого отправлялись самые отважные.

Идея праздника – очищение, затрагивающее три тела человеческой сущности – трехмерную оболочку, душу и дух.В качестве очистительных элементов используются фундаментальные природные стихии – вода и огонь. Именно поэтому знаменитые купальные костры всегда разводят на берегу рек.

Празднование начинается с проведения хоровода. Хоровод выстраивается из трёх кругов людей, взявшихся за руки и движущихся в разных направлениях.Внешний круг составляют люди зрелого и преклонного возраста, средний круг — молодые и полные сил парни и девушки, а самый маленький круг, что ближе всего к огню, составляют маленькие дети.

В процессе празднования наши Предки прыгали через костры, а затем с разбегу погружались в объятья реки. Важным моментом является то, что это должна быть именно река с движущейся водой, когда можно провести аналогию с рекой времени, течением которой все однажды смывается, постоянно происходят перемены. И если вода очищает тело, то огонь очищает Душу.

Считается, что костры, разведенные на Праздник Купала, обладают уникальной, очистительной силой. В купальную ночь эти костры по поверьям наших Предков горели сразу в трёх мирах – в Яви, Нави и Прави. Поэтому любой огонь в эту ночь – это проводник, мощный и непреодолимый. Проводник человеческого и божественного, тёмного и светлого, земного и небесного.

Хождение по углям – следующая часть праздника.Это момент очищения или, скорее, даже закаливания духа.Через жар, мощный тепловой энергопоток и мелкие болевые искорки человека покидают ложные мысли, несправедливые устремления, бесы и лярвы, толкающие его к тёмному пути.

Также славянский Праздник День Купала включает в себя плетение венков и огневицы. Что касается венков, то в традиции венки плетутся девушками для парней. Разумеется, если речь идет об устоявшейся паре, то девушка плетет венок для своего мужчины или мужа, иной вариант просто недопустим. Во всех остальных случаях одинокие девушки отдают свои венки тем парням, которые вызывают у них наибольшую симпатию. Венки плетутся из полевых трав и цветов. Огневицы – это маленькие «лодочки», изготовленные чаще всего из деревянных дощечек. В центр такой лодочки ставится свеча, а вокруг из травы и листьев делается «оградка», чтобы ветер случайно не погасил пламя. Огневицы с зажженными свечами запускаются в реку. Если человек не имеет пары, он может запустить огневицу самостоятельно, но чаще этот момент не носит индивидуального характера. Ведь гармоничное состояние достигается лишь в единстве противоположностей, поэтому в идеале огневицу должна запускать пара – жених и невеста или муж и жена. В тот момент, когда парень и девушка кладут огневицу на воду, они загадывают желания.

Одно из самых больших заблуждений на счёт Праздника Купалы, которое подарили нам христиане — это то, что во время празднества творится блуд и всяческие безобразия. Наши предки-славяне были наичистейшими как в духовном, так и в материальном отношении.

Проповедники и миссионеры, которые попали в нашу страну издалека, увидели непонятное празднество с весельем, играми, танцами.Им показалось, что это просто отвратительно, и вместо того, чтобы сидеть на коленях и выпрашивать вечного прощения, люди радуются жизни.

Дело в том, что на Купалу как праздник максимального солнца, когда активизируются необычайно мощные магические силы неба и земли, считалось хорошим признаком — зачать ребёнка.По поверьям, зачатые в день солнца на Купалу, впитывали в себя всю его энергию и становились либо лучшими воинами, либо мудрыми женщинами. Так же считалось немаловероятным, что зачатый на Купалу ребёнок будет обладать сверхъестественными способностями.

Крестители, вероятно, были свидетелями того, как в праздник, когда силы природы были на самом пике, многие молодые люди, уединившись по тихим рощицам и лугам, пытались зачинать новое потомство.В итоге, чтобы попытаться отобрать у славян один из самых значительных праздников, на него был наложен пост (Петров пост). В дохристианские времена, естественно, никакого поста не было, и гуляния были не праздником живота и духа перед длительным воздержанием, а празднованием Дня Солнца Купалы и окончания Русальной Недели.

Легенда о том, как появился Праздник Купала

Как родились у Богини Купальницы близнецы Купала да Кострома

Тем временем в царстве Прави дальше всё своей чередою двигалось. Двигалось всё своей чередой и в земном нашем царстве Яви. В Ирийском саду огнебог Семаргл собирался вновь идти охранять мир от тёмных сил. Наточил свой огненный меч, обернулся крылатым псом и понёсся по небу ночному разгонять Чернобоговых правнуков.

Непростою та ночка выдалась - было время тому причиною. Пришло время летнего солнцестояния, вре­мя праздника многих тёмных сил, когда солнце на зиму поворачивает. Ещё светит Хорс ярко, полный сил, но лежат уже руки Велеса на великом Свароговом ко­лесе, на великом колесе времени.

Очень скоро солнце на убыль пойдёт - потихонеч­ку, по минуточкам, и тогда ему, как сейчас, не сиять: тогда станет Морена холодная над лесами-полями хо­зяйкою. Даже Хорса накроет холодом: в день осенне­го равноденствия, когда день с ночью сравняются, он пригасит лучи свои животворные.

Оттого силы тёмные и радуются, но пока ещё солн­ца им не победить. В эти дни во всю силу сияет Хорс, и Дажьбог яркий свет несёт всей земле, ну а ночью Семаргл охраняет мир - научил он людей разжигать костры, и теперь в ночи летнего солнцестояния слов­но очи света горят они, разгоняя прочь ночную мглу. И земля тогда, словно зеркало, отражает небо звёзд­ное.

В это время чудесная Купальница-Ночь, плодород­ных сил помощница, сияет такой удивительной красо­той, что решился наконец-таки огнебог Семаргл - подошёл, подлетел к Купальнице и сказал о своей го­рячей любви. Рассказал, как тоскует о ней на небе. И тогда Богиня прекрасная на любовь Семаргла отве­тила, и была их любовь жарче пламени и нежнее ноч­ного воздуха.

И, как было судьбою назначено, сплетено как было мудрой Макошью, как Недолею с Долей завязано, ро­дились у Семаргла с Купальницей близнецы - двое, мальчик и девочка.

Имя мальчику дали Купала, был он светел и бел, его взгляд, как вода, был прозрачен и нежен. Девочку звать стали Костромой, и была она яркая, как огонь, с горячей душою и сердцем. Неразлучны были братец с сестрой, по полям и лугам вместе бегали и дивились земному миру, и полям, и лугам, и рощам. На зверей земных вместе дивились и следили за полётом небес­ных птиц.

Красотой своей и уменьями равны были Купала с Костромой, только в том была меж ними разница, что любила Кострома на огонь глядеть, веселилась она, через костёр прыгая, а Купала любил больше воды озёрные, речные волны любил и купался каждый день.

Вот однажды сказала Купале Кострома:

Говорили мне вчера птицы легкокрылые, что далеко-далёко, у речки Смородины, поют песни волшеб­ные , мировые чудесные птицы. Мы давай с тобой завтра с утречка отправимся к тому мес­ту заветному, чтоб услышать песни небывалые.

Тотчас согласился на это Купала, тоже нравилось ему птичье пение.

Не сказали ничего они отцу с матерью и наутро от­правились к речке Смородине, к Мировому Дубу ог­ромному, где сидела справа птица Алконост и пела о жизни и радости, а слева Сирин сидела сладкоголосая и пела песни о царстве мёртвых.

И Купала заслушался песнями птицы Сирин печаль­ными, что лились как ручья журчание. Позабыл обо всём на свете Купала, закрыл глаза, и тогда унесла его птица Сирин в царство тёмное, мёртвое, и там спрята­ла на годы долгие. А Кострома Алконост-птицу слуша­ла, словно всполохи яркого пламени были песни её чарующие. Не заметила Кострома, как пропал братец Купала, а когда огляделась вокруг, никого уже рядом не было. Стала звать она братца милого, но Купала ей не откликнулся, был он в тёмной далёкой сторонушке под крылом у птицы Сирин.

С тех пор лет немало минуло, и не раз вьюги белые, лютые накрывали снегами чисто полюшко, и не раз потом травы буйные прорастали сквозь злобу зим­нюю. Много раз с тех пор солнце красное проходило свой годичный круг. Беды много раз сменялись ра­достью.

С тех пор выросла Кострома, стала девицей - кра­савицей писаной. Женихи к Костроме часто сватались, даже Велес, мудрейший Бог, на неё частенько загляды­вался, но никто из них Костроме был не люб.

Нет из них никого мне под стать, - говорила она часто матушке, - среди них для меня нету равного. Я ведь девица, Богами рождённая, не бессмертная, но прекрасная. Кто сравнится со мною в умениях? Я за Бо­га пойду не за всякого! Мне не ровня старики волохатые. Волохатые да женатые…

И вздыхала в ответ Ночь Купальница. «Тише!» - го­ворила дочке. Бойся, мол, беды, мол, краса твоя равна гордости, как бы Боги на то не разгневались. Но не слушала мать Кострома бойкая, всё смеялась, заплетая в косу кудри рыжие. Вместе с девицами другими плела венки, но однажды ветрогон Стрибог с головы её вдруг сорвал венок. Дунул посильней, в воду кинул его, и поплыл венок по течению вниз. И тогда загада­ла гордая Кострома, чтоб нашёл венок равного ей же­ниха. Пусть плывёт венок, ищет суженого, чтобы был во всём точно, как она!

А кончался на земле июнь, месяц червень, и на сме­ну ему шёл июль, месяц липень. И всё ближе был день солнцестояния: до заката солнце светит долго, ярче яркого, а потом приходит ночь короткая - время странное, нехорошее.

В это время замирает мир в ожидании: что-то будет впереди, как всё сладится? Духи водяные да русалки, подданные хозяйки Макоши, за неделю до солнцесто­яния свой разгульный праздник громко празднуют. Мавки, водяницы, лоскотухи и другие жительницы водные надевают себе на головы из кувшинок венки, а потом выбираются из озёр и рек и давай веселиться по берегам. Распоясанные, в сорочках белых, резвятся русалки славянские, поют, хохочут, на деревьях кача­ются, а то и просто на траве сидят и расчёсывают свои длинные волосы.

Хвостов у славянских русалок отродясь не бывало, зато есть у них ножки резвые, а потому хороводы они любят водить, но не посолонь, слева направо, в сторону Прави, как то делают живые парни и девушки в честь Хорса круглого, а осолонь, против стрелки часовой, справа налево, от мира к миру Нави.

Вода - стихия удивительная, жизнь даёт она всему миру, но может и погубить вода. Через реки и озёра путь есть в царство подземное, а потому многие духи вод слушаются, кроме Макоши, Велеса многомудрого, особенно те, что от мертвецов произошли, от утоп­ленников. Духи водные, влажные, могут помочь уро­жаю вырасти, а могут и залить всё на корню, и если обидел их чем человек или повстречался в недобрый час - защекочут до смерти и уволокут к себе в под­водный мир.

Больше других щекотать всех встречных-попереч- ных лоскотухи любят, и чтобы уберечься от них в Ру­салии - праздник всех русалок, в одиночку люди в прибрежных лесах да на заливных лугах старались не появляться, а коли шли, то брали с собой чеснок и по­лынь - лоскотух отпугивать.

Лоскотухи от полыни, бывало, и разбегались, зато мавкам всё нипочём. Они даже и через круг, через же­лезную цепь охранительную не боятся перешагивать! Главное - мавок не разозлить, отшутиться от них, на это у живых вся надежда. Попросят гребешок, чтобы волосы свои расчёсывать, - дай, а то хуже будет. Правда, потом гребешок придётся выбросить, иначе облысеешь сам, но вот если не дашь, пожаднича­ешь - до смерти мавки замучат.

На вид они такие красавицы, каких свет раньше не видывал: личико милое, ножки стройные - всё, как у живых. Только краса не живая у мавок, мёртвая. Со спины видно сердце небьющееся, лёгкие, позеленев­шие без воздуха, да сопревшие в воде внутренности. Красота лица им в награду досталась за любовь безот­ветную на земле. Ведь мавками обычно утопленницы становятся, некрасивые, на жизнь обиженные, что ки­нулись в воду от несчастной любви.

Самые злобные среди русалок - лобасты, любят они в прибрежных камышах прятаться. Старше лобас­ты молоденьких мавок, хитрее, сильнее, опытнее. Не­житью выползают они из воды, лица страшные, стару­шечьи. На кого лобасты набросятся, тому смерть из­бавлением станет.

А верховодит всеми русалками Водяной - он в дни летнего солнцестояния и вовсе чувствует себя именинником. Он хозяин вод, пасёт себе в тишине на дне рек да озёр стада рыбные - карпов, сомов, ле­щей, - словно пастух коров на поле. Сам тиной опу­тан, с большим пузом, с хвостом. Вместо рук - лапы гусиные, пучеглазый, как рыбина, с окладистой боро­дой и усами зелёными. Все девицы водяные, прозрач­ные, подчиняются ему неукоснительно. Только дочери его, девицы-водяницы, потихоньку от отца проказни­чают: путают рыбачьи снасти да зазывают рыбаков под воду сладкими песнями.

Днём спит Водяной в тишине глубоких омутов или под водяной мельницей, а ночью утопленниками ко­мандует. Вообще-то Водяной - добрый дедушка, но коли разозлится, разволнуется, может сети порвать, дома затопить, а то и плотину разрушить полностью. Больше всего любит он побаловаться от скуки - ута­щит с берега на дно какого-нибудь зазевавшегося па­ренька да и оставит у себя жить, чтобы развлекал его в подводной тиши.

А самые весёлые и шустрые водяные живут в род­никах с чистой ключевой водой - «гремячих ключах», что возникли на земле от ударов молний Перуновых.

Вот в такое-то недоброе времечко, когда Свет и Тьма силами меряются, упал в воду Костромы венок и поплыл искать ей суженого - красотой и уменьями как она. Точь-в-точь. На волнах покачивался венок из синих, как вода, цветов и цветов рыжих, точно огонь.

Какой молодец его выловит, тому быть женихом Кост­роме. Только никому не даётся в руки венок, по реке плывёт он, по реченьке, в неизведанные края.

По воде за ним русалки следуют, тихо шепчутся мавки с водяницами. Мол, сказать о том венке бы на­добно нашему Водяному Хозяину, да и самому влады­ке Велесу о венке девичьем знать бы следовало. Но напрасно девы водные волнуются, давно проведал обо всём Велес-владыка. Он за прихоть девичью, за гордость, за слова, Богам обидные, наказать решил девицу Кострому.

По приказу подземного Велеса в царстве мрачном птица Сирин из-под своего крыла Купапу выпустила, посадила Купапу в лодочку и отправила плыть по реч­ке-озеру. Из подземного царства по воде его вынесло, понесло по рекам на родную сторонушку, а потом те­чением невиданным повлекло вверх по Волге-речень­ке - прямо навстречу своей судьбе.

Пока был Купала у птицы Сирин, вырос он, возму­жал, стал молодцем, красавцем писаным - с синими очами, как два озера, и волосами светлыми, кипенными.

Стал по сторонам смотреть Купала, стоя в лодочке, и увидел вдруг, как плывёт ему навстречу девичий ве­нок, на воде сверкает цветами яркими - синими да го­лубыми, жёлтыми да алыми. «Видно, умница-красавица тот венок плела, - Купала думает, - и пустила вдоль по реченьке, чтоб найти скорей себе суженого. Если девица та красой как эти цветы, я хотел бы её тотчас взять в замужество!»

Наклонился Купала, подхватил венок - пахли те цветы нездешним запахом, пахли лесом, костром да русалками. И кувшинками, и пряными травами.

В тот же миг понесла Купапу лодочка прямо к той, что венок чудесный бросила. Вот плывёт Купала, плы­вёт в лодочке, смотрит и места родные узнаёт - те поля и луга, рощи да леса, где они с Костромой вмес­те бегали. А потом глядит Купала, девица стоит на бе­регу, во все глаза на него смотрит радостно.

Прямо к девице той его лодочка вынесла, вышел на берег Купала, венок в руках держа.

Твой ли это венок, красавица милая?

Мой, - тихо Кострома ответила.

Так стояли они, друг на друга глядючи. И влюби­лись друг в дружку без памяти, полюбили сразу, как только увиделись. Были они друг другу под стать, как огонь и вода, которым друг без друга нельзя, но кото­рым и вместе навсегда не бывать…

Не узнали друг друга Купала с Костромой, - знать, то Велеса была задумка тайная. В ту же ночь, ни о чём никого не спрашивая, поженились Купала и Кострома, и были той свадьбе невиданной водяные мавки свиде­тельницами. Веселились они, счастью молодых раду­ясь, и купались с ними вместе Купала с Костромой, а потом на берегу через яркий костёр прыгали.

Лишь наутро узнала Купальница, что случилась бе­да великая с её любимыми детушками. Ведь нельзя близнецам, родному брату с сестрой, друг друга лю­бить по-супружески! Так людям велит Сварогов Закон, так велит и закон человеческий.

Со слезами пришла к детям Купальница, рассказала им правду горькую. И, как только открылась истина, в страшный миг тот их счастье кончилось. Теперь не бы­ло им больше места на земле. Не могли они жить в супружестве, но и порознь жить тоже не могли.

С горя прыгнул Купала в костёр догорающий и ис­чез, словно его и не было, а Кострома в лесное озеро бросилась, и сомкнулись над её головой воды сине-зелёные. Стала мавкой печальной весёлая Кострома.

А Купальница-Ночь с тех пор стала ещё черней и роняет с тех пор поутру на траву свои горькие слёзы-росу. Ни с кем больше не хочет видеться, даже Семаргла любимого не пускает больше на порог. Одна хо­дит с тех пор по миру Ночь-Купапьница, всё тоскует, грустит и печалится.

Опечалились и Боги Ирийские, жестока вышла месть у Велеса. Да и сам Велес закручинился, не почув­ствовал он от мести радости. Но уже не исправить со­деянного, не повернуть вспять Сварогов круг. И тогда хитрый Велес решил своей мудростью жизнь вдохнуть в страдания прошлые: превратить решил близнецов в цветок, да так, чтоб были они неразлучны вовек. Что­бы вновь родились они, вместе срослись, чтобы в еди­ном цветке воедино сплелись. Чтобы оба сияли в еди­ном цветке синим цветом и жёлто-оранжевым.

И случилось по воле Велеса на поляне лесной диво дивное: выросли цветы жёлто-синие, цветы яркие и та­инственные. «Купала-да-мавка» - стали люди их звать. И с тех пор на лугах и в лесах разрослись те цветы рыжим пламенем, синью водною. По сей день они по лесам растут.

Вы, конечно, видели их, дорогие девочки и мальчи­ки, иван-да-марья их величают сейчас - по православ­ным обычаям. Но цветы это те же самые, цветы древ­ние, рождённые Велесом - в память о близнецах. А самого Купапу стали люди почитать Богом лета, по­левых цветов и лесных плодов, Богом очищения и ис­купления.

Вы, конечно, и про ночь на Купапу слышали - вол­шебную, непонятную ночь в день солнцеворота летне­го. Она до сих пор не забыта. С тех пор как случилась с близнецами беда, с тех пор как погибли они и воз­родились в цветке, стали наши далёкие предки празд­ник праздновать в честь Купапы и бессмертных Богов Ирийских - праздник жизни и смерти, умирания и возрождения. С тех пор стали праздник солнца, воды и огня люди и Боги праздновать. С тех пор стала эта ночь летнего солнцеворота у славян называться Ку­пальской.

Странные вещи случаются в Купальскую ночь! Даже деревья переходят с места на место, шелестят листвой, разговаривают между собой. Звери, птицы и даже тра­вы в эту ночь друг с другом беседуют, а лесные цветы наполняются силой невиданной - чудодейственной, магической силою. В эту ночь собирают люди травы заветные, которые и в ворожбе помогают, и лечат, и приворотными становятся, и оберегают от напастей и бед.

Только в эту ночь безвременья расцветает в лесах цветок папоротника, растения, посвящённого громовику Перуну, - «Перунова цвета». Говорили ведуны на­шим предкам, что, мол, если отправишься в лес в эту ночь, захвати с собой белую скатерть, холст и нож. Очерти ножом или обгорелой лучиной вокруг куста папоротника круг, расстели скатерть и сиди в круге, не сводя глаз с куста папоротникова. Мол, разные чудища и духи, подданные Морены, будут наводить на тебя ужас и сон, и если ты испугаешься, выступишь из кру­га, разорвут тебя на части в тот же миг.

Ровно в полночь появится на папоротнике цветоч­ная почка, разорвётся с треском, и раскроется необык­новенно яркий, огненно-красный цветок. Надо рвать его поскорей, пока не схватила цветок чужая невиди­мая рука. Злобные духи будут кричать страшным голо­сом, заколеблется земля, загремит гром, и засверкает молния, ветер зашумит, и жуткий грохот послышится, обдаст тебя пламенем и удушливым запахом. Но если тебе повезёт и ты завладеешь цветком, накрывайся скатертью и беги в село не оглядываясь. Если огля­нешься - исчезнет цветок, а если нет, если выдер­жишь ты все испытания, то откроет тебе цветок прош­лое, настоящее и будущее, научит клады искать, при­общит к тайнам Богов, научит мысли людей угадывать и понимать язык птиц, зверей и растений.

Впрочем, ещё говорили люди, что выдумка это всё, наваждение нечистых сил, которые людей погубить хотят, что на самом деле никогда не цветёт в лесу па­поротник, а значит, и ходить за ним нечего…

На Купапу обливали юноши и девушки друг друга водой, с грязью смешанной, а потом вместе купались и пели песни, чтобы смыть с души и тела всё нечистое, бани устраивали. Поутру собирали росу живительную и умывались той росой, чтобы быть здоровыми. Счи­тали славяне, что в это время небеса способны развер­заться на короткий миг, и тогда всякое загаданное же­лание сбудется.

В эту ночь солнце после заката тоже в водах купает­ся, чтобы принести земле плодородие, а потому в честь могучего солнца - в честь Хорса круглого, и Дажьбога светлого, и Ярилы ярого - зажигали в Ку­пальскую ночь обвязанные соломой колёса, древний солнечный символ, с точкой-ступицей в центре и лучами-спицами. А потом пускали эти колёса горящие с го­рок, чтобы катились они, разбрасывая огонь, к реке до самой воды. До сих пор ещё в некоторых деревнях так Купальский праздник празднуют.

А ещё играли в горелки - весёлую игру в честь солнца с песнями и догонялками. Именно от горелок произошли современные салки, в которые вы до сих пор с удовольствием играете, дорогие девочки и маль­чики.

Просмотры: 8 270

Сегодняшней ночью в Украине отмечали летний праздник Ивана Купала. Считалось, что в эту особенную волшебную ночь нельзя было спать, потому что в эту ночь просыпалась разная нечисть - ведьмы, водяные, русалки, оборотни. Этот яркий мистический праздник богат интересными традициями и колоритными обрядами. О купальских традициях, обрядах и запретах расскажут Українські Новини.

Традиции праздника Ивана Купала

В ночь на Ивана Купала не принято спать. Считается, что, устраивая шумные гуляния и пляски, а также задорно распевая песни, молодежь отпугивает злые силы от родных мест.

Считалось, что не нужно и купаться, поскольку водяной может затянуть в воду.

Традиционно в этот праздник разжигали большие костры, возле которых и разворачивались гуляния, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали. При этом гуляния у "очищающего" костра начинаются с вечера.

После полуночи и до рассвета 7 июля вода в водоемах обретает мощную целительную силу. Поэтому до восхода солнца искупайтесь в озере или реке. Это также добавляет здоровья и лечит от всех недугов.

Прыжки через костер

Перепрыгивание через костер на Ивана Купала являлось одним из важнейших обрядов на праздник- чтобы приманить удачу, успех и здоровье. Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.

Чтобы очистить тело и душу от болезней и злых мыслей, нужно трижды перепрыгнуть купальский костер. Чтобы обряд сработал, соберите ветки мужских (бук, дуб, клен) и женских деревьев (рябина, ольха и сосна) и выложите их в форме пирамиды и подожгите. Перед прыжком попросите костер забрать болезни и невзгоды.

Влюбленные могут узнать будущее своих отношений при помощи костра. Взявшись за руки, пара должна прыгнуть через купальский костер. Если в прыжке влюбленные не отпустят рук, то проживут вместе до конца жизни, если разомкнут ладони - будут ссоры.

А женщины, у которых долго не было детей, прыгают для того, чтобы излечиться от бесплодия.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету. Именно поэтому на нем сжигали старую одежду. Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь. Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.

Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее. Фото: vottak.net

Венки на Ивана Купала

На Ивана Купала женщины и мужчины, которые хотят найти себе пару, плетут купальский венок. В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы. После Купала такой венок служит оберегом весь год. Его вешают над дверью, чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевает, хозяйка отщипывает немного травы от венка и бросает в отвар или чай. Часто к следующему празднику Купала от венка остается лишь ободок, который сжигается в купальском костре.

Незамужние девушки в эту ночь также плели из трав и цветов венки и бросали их в воду: если венок утонул - замуж в ближайший год не позовут, парень ее разлюбит, если даже от берега не отплыл - суженый где-то совсем близко, а если отплыл далеко - то сватать будет парень издалека.

Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. Фото: imperia-lna.ru

Как гадать на Ивана Купала

На любовь. Перед сном нужно собрать несколько листьев подорожника и положить его под подушку. Укладываясь спать, следует произнести: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!". В эту ночь девушке должен присниться ее суженый.

На жениха. Сорвите столько веток папоротника, на скольких людей вы гадаете. Гадайте в полночь с 6 на 7 июля. На каждую ветку задумайте имя парня, кого хотите в суженые. Пометьте их цветными нитками, чтобы не перепутать. Окуните в воду около берега водоема и рукой прижмите ветки ко дну. Резко отпустите. Какая ветка раньше всех всплывет — тот задуманный на нее парень и станет вашей судьбой.

На будущее. Для него необходимо разломать церковную свечу на несколько кусочков и растопить воск. Как только он растопится, вылить его в емкость с водой. Какую фигуру он примет - то и ожидает в ближайшем будущем. Например, кольцо или свеча - к свадьбе, кошелек - к деньгам, звезда - к удаче, сердце - к любви, флаг - к визиту важного гостя, цветы - к новому воздыхателю, полосы - к путешествию, волны - к исполнению желаний.

На Ивана Купала девушки гадали. Фото: vseodetyah.com

Вода на Ивана Купала

Много традиций на Ивана Купала связаны с водой. 7 июля христиане отмечают также день рожденья Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса в Иордане. Поэтому считается, что именно с этого дня купания в открытых водоемах становятся безопасными — из рек и озер изгоняется вся нечисть.

Протекция Купалы над любителями поплавать и порезвиться в воде длится до Ильина дня, который отмечают 2 августа. Кроме целебного купания, оздоровить тело и душу способна утренняя роса, а молодых девушек она сделает еще красивее. Умывшись утром, вечером девушки пускают по воде венки, гадая на любовь.

Приметы на Ивана Купала

Наши предки, как и в любой другой праздник внимательно следили в этот день за погодой. Если на Иванов день пойдет дождь, то все лето будет жарко и погода будет засушливой.

А вот если ночью небо будет щедро усеяно звездами, а поутру природа одарит обильно росой, то будет хороший урожай огурцов, грибов, да и вообще всех овощей.

В этот день старались избегать встречи со змеями, ведь если её повидать в этот праздник, то беды не избежать и в скором времени ожидаются сильные потери.

После сбора трав все женщины внимательно пересчитывали их. Если наберется двенадцать видов растений, то в семье обязательно в грядущем году будет свадьба.

Многие верили, что особая опасность подстерегает лошадей, которых нечистая сила может использовать для своих целей. В таком случае им не выбраться живыми. Поэтому их пытались запереть надежно.

Ивана Купала приходится на самые жаркие летние дни, когда солнце уже повернулось на зиму. В древние времена его отмечали в день летнего солнцестояния, 22 июня, прославляя божество Купало, отвечающее за плодородие, урожай, дары лесов. После появления григорианского календаря, его связали с днем рождения Иоанна Предтечи, крестившего Иисуса Христа, и с тех пор стали праздновать 7 июля. Иван Купала 2017 – установленная дата, начиная с полуночи, народ соберется на берегу реки, чтобы искупаться, повеселиться и отогнать подальше злых духов, которые в эту ночь бродят по округе.

Древние поверья на Ивана Купала

Летний праздник испокон века был весьма популярен в народе. Обряды его за десятилетия обросли деталями и стали любимыми развлечениями молодежи, которая законно веселиться ночь напролет, водит хороводы, гадает. Иван Купала в 2017 году ожидают еще и потому, что с его приходом происходят совершенно невероятные природные явления – всего один раз в лето ночью зацветает папоротник, и у того, кто его увидит, открывается дар – понимание языка зверей и ясновидение. Лесные травы обретают повышенную лечебную и живительную силу, одни из них нужно собирать ночью, другие – на рассвете, читая молитву, затем их следует высушить, чтобы целый год варить целебные снадобья. Из растений также готовили приворотные и отворотные зелья, использовали при гаданиях, свято веря в их магическую силу.

Вода – символ очищения, в это время считается особенно ценной и приравнивается к крещенской – следует искупаться на восходе солнца, чтобы обеспечить себе здоровье, чистоту кожных покровов. В дохристианские времена ходило поверье, что в водоемах живут опасные водяные чудовища, подстерегающие купальщиков, а уходят они только после Ивана Купала, и уже можно не опасаться попадания к ним лапы. Взрослые от души начинают резвиться в реках и озерах, а совсем маленьким детям позволяют весь день обливаться — плескаться в корытах и бассейнах

Магия огня в этот праздник на особом положении. На берегу реки складывали высокую гору из прутьев, посередине закрепляли палку с черепом лошади, смоляную бочку и большое колесо. Костер горел всю ночь до утра, вокруг водили хороводы, пели песни, а перед рассветом начинали прыгать через догорающий огонь. Девушкам надлежало всем без исключения участвовать в этом развлечении. Отказавшиеся нарекались ведьмами, так как считалось, что колдунья непременно должна погибнуть над огнем. Остальные прыгали, очищаясь от совершенных прегрешений, в кострах еще сжигали одежду больных, надеясь тем самым избавить их от недуга. В селах в прежние времена между кострами водили скотину, подвергая обряду очищения, лошадей, наоборот, закрывали в стойлах, пряча от нечистой силы. Уже перед рассветом горящее колесо скатывали в воду, изображая солнцеворот.

Гадание на Купала

Молодые люди, особенно незамужние девушки, традиционно занимались гаданиями, основной темой являлось замужество. К действию стоит подготовиться заранее, посмотрев по церковному календарю, какого числа Иван Купала 2017. Нужно собрать 12 видов цветов и диких трав, сплести из них венок, посредине закрепить свечу, поджечь ее и положить плетение на речную гладь. Если венок сразу погрузится в воду – не жди замужества в этот год, а, если он поплыл по реке – судьба молодицы решится в ближайшие 12 месяцев. А еще перед рассветом выбирали самую красивую девушку, обнажали ее, опутывали цветами, затем завязывали глаза и отправляли в лес, где молодые девицы водили вокруг нее хоровод. «Дзевка-Купало», не глядя, раздавала венки, по которым узнавали о судьбе девушки. Свежие цветы сулили жизнь в достатке и здравии, увядший венок – нищету и болезни.

Прыжки через огонь парами тоже были предметом гадания — если парень с девушкой, прыгая через огонь, не расцепили рук – быть им вместе всю жизнь. Глядя на костер, загадывали желание, ровное горение – к осуществлению, прерывистое или затухание – мечта не сбудется. Свечи считались показателями длительности жизни – идеально, чтобы они догорали дотла.

В день Ивана Купала можно проверить и такие приметы:

  • дождь – предвестник предстоящей жаркой сухой погоды;
  • яркие звезды этой ночью и обильная утренняя роса – к хорошему урожаю овощей и грибов.

И все же, не стоит огорчаться и впадать в уныние, если не сбылись приметы, ведь по большому счету человек сам строит свою судьбу, в которой тесно переплетаются удачи и невезения.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)