Чудо центр - Женский портал

Чудо центр - Женский портал

» » Роль учителя в формировании личности учащегося. Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности Роль учителя в воспитании школьника

Роль учителя в формировании личности учащегося. Определяющая роль учителя в воспитании разносторонне развитой личности Роль учителя в воспитании школьника

Мария Монтессори видела роль учителя не в обучении, а в руководстве деятельностью, поэтому она предпочитала использовать термин «руководительница» вместо «учитель».

Педагог, работающий по системе Монтессори , не учит ребенка, а только наблюдает за ним, ненавязчиво руководя его действиями, то есть он вмешивается только в крайнем случае, если у малыша совсем ничего не получается. Для начала он; показывает, как правильно пользоваться всеми предметами, а потом малышу предоставляется самостоятельность.

Учитель всегда признает за ребенком стремление к самостоятельности и, скажем, никогда не будет завязывать ему шнурки без его просьбы и отвечать на вопросы, которых ему не зада-вали. «Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей», — говорила Мария Монтессори. В этом и состоит отличие: обычно вы, мамы-папы, очень торопитесь, вам легче самим завя-зать шнурки, застегнуть ребенку рубашечку, чем ждать, пока ребенок сам сообразит, как это делать. Но это убивает самостоятельность малыша. А ведь дети в раннем возрасте так стремятся подражать взрослым. Главный девиз методики Монтессори: «Ты уже достаточно взрослый и можешь сделать это сам!», а не «Ты еще маленький, подрасти, и у тебя все получится». Система рассчитана на то, что кроха учится сам в процессе деятельности.

В силу этого роль учителя в педагогике Монтессори сильно отличается от привычной для нас: учитель не ведет ребенка, а сам идет за ним.

➠ Такой учитель — и это вы сразу заметите — не претендует на центральную роль, как это принято. Его участие не так активно и заметно на первый взгляд, но отнюдь не менее важно. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Задача учителя в том, чтобы подготовить среду, способствующую саморазвитию маленького человека, помочь ему организовать свою деятельность, направляя его грамотно и ненавязчиво, дать свободу экспериментировать с этой средой. Взаимоотношения в классе строятся по принципу «учитель для ученика».

Учитель должен быть компетентным во всех областях знаний — математике и родном языке (желательно знать один или два иностранных языка), в естественных науках, играть на каком-либо музыкальном инструменте, уметь петь и красиво двигаться, быть талантливым артистом и уметь придумывать интересные познавательные игры, страстно любить природу и уметь мастерить. Поэтому, помимо основного базового высшего педагогического образования, учитель должен закончить Монтессори-курс.

Еще учитель терпелив, ровен, не скуп на похвалу, подает малышу личный пример. Он должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Должен уметь прояв-лять гибкость и быть в состоянии найти новые способы для оказания помощи ребенку.

Несмотря на то что метод Монтессори имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей и каждый класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным. Вам, родителям, надо встречаться с учителем и, если это возможно, заранее знакомиться с методами работы учителя в классе для того, чтобы выявить его индивидуальный стиль в толковании педагогики Монтессори.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Роль учителя в формировании личности учащегося

Тюльменкова Анастасия Александровна - учитель математики, экономики Георгиевской cредней общеобразовательной школы Канского района Красноярского края. (c.Георгиевка, Красноярский край)

Аннотация: В данной статье пойдет речь о деятельности учителя, как педагог должен организовать свою деятельность, для того чтобы ученик не просто учился, а творчески подходил к решению не только проблем, касающихся школы, но и жизни.

Ключевые слова: Роль учителя, личность учащегося.

Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности, отвечающей общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.

Многое меняется, но одно остается неизменным – это дети, ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание.

Через мастерство учителя лежит путь к ученику. То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким, восприимчивым к детям, искать все новые и новые подходы. Для того чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия, желательно понять: кто он, ученик? Учитель должен обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы, чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее, а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, на указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку, а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо, прежде всего, удивить, заинтересовать – вот тогда возможно завладеть его вниманием. Эти качества должны быть в любом уроке, но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок – игру. Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.

В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки. В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики, информатики и др. Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения. Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.

При организации совместных внеклассных мероприятий следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей, наблюдение за тем, как и что, делают другие.

Процесс развития науки, техники, экономики, ее математической составляющей, предъявляет все более высокие требования к преподаванию данной дисциплины, разъяснению ее роли в применении. Математические методы играют огромное значение в развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Само содержание школьного курса математики отражает на доступном уровне для учащихся достижения современной науки, позволяет показать борьбу идей и мировоззрений. Роль математики в познании мира, ее место в системе наук и практической деятельности человека огромно. Для практического применения математики необходимы глубокие знания и учителя, и ученика.

Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса, как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Даже если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по предмету. Надо и учить детей, и воспитывать, радуя их, не пугая непреодолимыми трудностями, хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

Каждый учитель в процессе работы не должен забывать о специфике предмета, его абстрактности, должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса на уроках и внеклассных занятиях.

Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно – полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности, и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

Например, учитель, обучая ученика математике, пользуется одним из важнейших средств – решением задач. Но это не совсем верно методически. Ведь, если решение задач – это цель, то учителю надо добиваться, чтобы учащиеся быстро и безошибочно решали задачи. Главное, чтобы при решении задач ученик получил пользу от этой задачи, то есть подвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи, а не в ответе. Ученик, решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.

Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках. Следует отметить, что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны: то, чего не понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений, то полезно помнить, что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике.

Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать учителя. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе.

Каждый учитель понимает, чувствует, насколько трудной является задача руководить классом так, чтобы ученики занимались на уроке своим основным делом – учились. Учителю хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права – учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится за линией приятия и является проблемой учителя. Учителю необходимо что – то предпринять для своего же блага. Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда проблема принадлежит учителю, конечно, существенно различаются.

Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право – это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный.

Полезно помнить, что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно воспитывать каждого школьника в убеждении важности предмета и его методов для жизни в современном обществе. Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться, чтобы ученик видел за вычислениями, формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума», но и их реальные возможности как метод познания, пусть даже в самой простой форме.

Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, которые необходимо использовать в работе. Каждый из нас понимает, что одним из важнейших прав человека, пожалуй, является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.

Список литературы:

1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [текст] / И. А. Агеева. – Санкт – Петербург: Речь, 2007. – 208 с.
2. Алексеева М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе [Текст] / М. В. Алексеева // Педагогические технологии. – 2006. – № 3. – 3-18 с.
3. Выпряжкина И. Б. Критерии психологической компетентности учителя [Текст] // Сборник: Образование в век глобализации. Тезисы докладов Всероссийской конференции (Москва 20-21 марта 2003 г.). М., МСЭУ, 2003. 37-41 с.
4. Гальперин П. Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М.: Высшая школа, 2002. – 400 с.
5. Климов Е. А. Основы психологии [Текст]: учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
6. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1999. – 274 с.
7. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [Текст]. – Том 1 / Сост. Е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002.

Есть много профессий на Земле среди них одна из важных, профессия педагог. Педагоги воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», одним словом, работа педагога выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело. Воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка педагога в работе с детьми может сказаться в будущем уже у взрослого человека.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло.

"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу, каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, задача педагога состоит в том, чтобы при организации образовательной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, свой талант.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного.

Роль педагога в формировании личности ребенка очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога, на мой взгляд, не совсем обычная. Ведь педагоги заняты приготовлением, если можно так сказать, нашего будущего, воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», порча которого приравнивается, не побоюсь этого слова, к катастрофе. Одним словом, работа учителя выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело: воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, не сложившейся жизнью, разочарованием во всем.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Кто с этим может поспорить? Думаю, никто. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в школу приходили случайные люди. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.

Развитие личности - это процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней. Для школьников такой средой является учебный класс, в котором они заняты совместной деятельностью, которая ведет к становлению новых коллективных отношений, возникновению общественной направленности личности, выражающейся в стремлении к общению со сверстниками, на фоне ведущей в этом возрасте деятельности - учебы. Как только ученик приходит в школу, у него появляется новый взрослый - учитель, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно учитель является наиболее значимой личностью. Стиль его поведения, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой учащихся класса.

Современные исследования роли учителя в развитии личности школьника показывают, что в отличие от ранее принятой формы, когда взаимодействие учителя с учениками идет на информационном уровне, в деятельности педагогов важно широко применять методы диалога и дискуссии, развивать тенденцию к индивидуальному выбору школьниками форм и содержания собственного учения, включать детей в процесс педагогической деятельности и даже в подготовку учителя к занятиям с ними. Это способствует значительному сближению педагогов и учеников. Такому сближению, на наш взгляд, в значительной степени может способствовать и позитивный образ учителя.

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему, т. е. установил отношения с ним через совместную деятельность. В процессе общения школьники усваивают не только содержание материала, но и отношение к ним учителя. Это особенно значимо, ведь психолого-педагогическое влияние будет более успешным, если учитель пользуется уважением и доверием со стороны учеников как человек; умеет понимать по реакции детей, как воспринимают и оценивают его личность те ученики, на которых он собирается воздействовать, в этом случае меняется не только поведение ученика, но и личность самого учителя. Учителям важно предоставлять ученикам большую самостоятельность, чтобы его установки и нормы были однозначными как в отношениях со сверстниками, так и со взрослыми.

Критериями эффективности деятельности учителя в развитии личности и познавательных возможностей школьника могут выступать:

  • организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;
  • формирование мотива предстоящей деятельности;
  • использование различных, в том числе и технических, источников знаний;
  • обучение учащихся различным способам переработки информации;
  • личностно-ориентированный подход;
  • опора на сильные стороны ученика;
  • опора на самостоятельность и самодеятельность ученика.

Реализация личностно-ориентированного образования в школе выдвигает ряд требований к учителю: кроме высокого профессионализма, психолого-педагогической компетентности, он должен обладать свободой от стереотипов и педагогических догм, способностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к детям, понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

Учитель, реализующий личностно-ориентированный подход, должен быть более ориентирован на создание для учащегося возможностей занимать активную, инициативную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый материал, но познавать мир, вступать с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине.

В настоящее время перед педагогическим образованием выдвигаются новые задачи и, в первую очередь, ставится задача подготовки учителя-гуманиста. Современная модель учителя предполагает воспитание у него профессионализма, компетентности, творчества, духовно нравственных и гуманных качеств. Современный учитель должен иметь свой почерк педагогической деятельности, устанавливать гуманистический стиль взаимоотношений с учащимися, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения. Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Система педагогической подготовки в АГПУ решает задачу воспитания современного учителя. Она выстроена в соответствии с Государственным образовательным стандартом, соответствует принципу преемственности педагогических курсов, изучаемых в университете. Факультативный курс "Основы педагогического мастерства" гармонично дополняет дисциплины педагогического блока; дает целостное представление о профессиональной деятельности педагога, его личности; способствует формированию гуманистической направленности; помогает студентам осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности, степень готовности и учебно-воспитательному процессу; развивает творчество, мастерство и культуру. Способность и самовоспитанию, саморазвитию; готовит и разработке собственного стиля работы. Цели и задачи работы – приобщить к профессии, помочь правильно понять идеи реформы школы, включить в процесс становления себя как педагога.

Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького и сказать: "Учитель – это звучит гордо". И это не будет похвальбой. Ведь педагогика эта одна из самых интересных наук, которая раскрывает творческие горизонты развития перед личностью. Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он накапливал в течении всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является "стержнем" при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.

Тема актерского мастерства в работе педагога, на мой взгляд, очень актуальна. Именно от его умения привлечь внимание детей, заинтересовать их своим предметов во многом зависит будущий выбор профессии ребенка. Умение разбираться в том, что хорошо, что плохо, умение жить правильно.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и актерское мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. И в этом случае актерское мастерство играет огромную роль. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой. Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей, расположить их к себе.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло, а значит и здесь важно актерское мастерство.

К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля. Вот почему лучшим наследством, которое могут оставить детям взрослые, К.Д. Ушинский считал любовь к труду. Воспитание любви к труду, таким образом, ещё один важный аспект в становлении личности.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Это не позволяет ему сделать шаг извне направляемой деятельности к самостоятельности, а значит ставит преграду на пути развития его способностей. В результате ребенок вырастает пассивным, беспомощным и вялым, с неразвитыми жизненными силами.

Это и определит успех личностного развития. Учитель может прилагать много сил и труда, но его вклад в развитие личности ребенка будет минимальным, если он не сумеет включить детей в самостоятельную результативную деятельность.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, свой талант.

Каковы же основные условия, выполнения которых позволяет учителю решать указанную задачу.

Ребенок должен воспринимать класс как свой коллектив, где есть справедливость, доброжелательность, требовательность. При этом требования учителя ребенок должен воспринимать как систематически действующие правила коллектива, выполнение которых необходимо для его нормальной жизнедеятельности. То есть, всякое нарушение правил учитель не должен оценивать как нарушение требований только учителя, необходимо показать значение выполнения этих правил для других учащихся.

Все мы, конечно, понимаем, что воспитание неразрывно связано с обучением, оно идет ежедневно в ведущей деятельности учащихся. Ребенок фактически впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, воспитывающий эффект которой зависит не только от ее содержания, но и от характера ее организации, проведения и оценки ее результатов.

Прежде всего следует отметить, что обычно в школе учебная деятельность оценивается только по образовательному эффекту: по приобретенным знаниям и познавательным умениям, предусмотренным школьными программами. Воспитательный результат остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо успевающих учеников, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгоистическая направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность личности, но не отличники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспитательный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во – первых, у «примерного» ученика с эгоистической направленностью учитель своим отношениям закрепляет эту направленность. Во – вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В – третьих, это нередко приводит к конфликтным отношениям «примерного» ученика с классом.

При организации любой деятельности учитель должен учитывать ее мотивацию, предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика, учитывать противоречие, которое содержится в самой деятельности учения. Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию – к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильное организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека.

Личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. А это значит, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка – желание что – то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием школьников: (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств школьников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Нельзя забывать и о том, что игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Роль учителя в формировании личности ученика очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение учителя - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.

Цель: повторить изученное о прилагательном в начальной школе; расширить сведения о синтаксической роли прилагательного в предложении; научить видеть динамику преобразования слов в тексте; видеть прекрасное, высказывать свое мнение о красоте природы; научить находить прилагательные в тексте.

Ход урока

I. Учет выполненного дома задания.

– Вчера на уроке у нас была работа над ошибками, а дома вы еще раз должны были повторить орфограммы и применить их к словам, в которых вы допустили ошибки. Давайте вспомним их. Поставьте три восклицательных знака. Начнем словарную работу.

II. Словарная работа.

А еще я хочу предложить вам новые слова. (Слайды №2,3)

Озимь

  1. всходы, посевы озимых культур;
  2. поле , занятое посевами озимых культур.

Жернов – парный каменный круг, использующийся в ветряных и водяных мельницах, в том числе и приливного типа , и служащий для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен.

– Определите, к какой части речи они относятся.

– Определите род, число, падеж, склонение.

– Составьте словосочетания, запишите их.

– Еще одно слово я хочу вам предложить, ребята. Это слово «динамика». Сначала я познакомлю вас с его лексическим значением. (Слайд №4)

Динамика

  1. раздел механики, изучающий движение тел. С данным словом в этом значении вы еще встретитесь на уроках физики.
  2. состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления по влиянием действующих на него факторов.
  3. обилие движения, действия.

– Сколько значений у этого слова?

– Значит, какое это слово?

– Если бы у него было одно значение, какое бы оно было?

– А теперь попробуйте объяснить, как вы поняли его значение?

III. Ребята, предлагаю решить кроссворд. Заодно повторим орфограммы, которые встретятся в словах, и теоретический материал.

  1. Какое слово мы говорим за оказанную услугу? (Спасибо)
  2. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)
  3. Значимая часть слова, которая стоит после корня и тоже служит для образования новых слов. (Суффикс)
  4. Всходы, посевы озимых культур. (Озимь)
  5. Мельничный каменный круг для размола зерна. (Жернов)
  6. Помещение со специальным оборудованием в школе, поликлинике. (Кабинет)
  7. Площадка с перилами у наружной стены здания. (Балкон)

– Ребята, какие орфограммы мы встретили в этих словах?

– Какое слово спрятано в кроссворде?

– Какая часть речи обозначает признак?

Ну вот и определили мы с вами тему урока. Давайте запишем ее.

А теперь послушайте стихотворение. (Слайд №5)

Ты куда поб.жал
Ручеек ____________
Омывая тр.ву
________ _________ в.дой?
Отдохнул бы д.нек
На ________________ лугу.
Ручеек пр.журчал
(Не) могу (не) могу
Я к р.ке тороплюсь.
Мне не нужен покой.
Я сроднит(?)ся хочу
С __________________ р.кой.

– Нам нужно восстановить пропущенные буквы и знаки препинания. Объявляется игра «До первой ошибки». Условия помним? Вот и хорошо.

– Ребята, в какой форме написан этот текст? О чем он?

– Давайте еще раз вспомним значение слова «динамика».

– Какие слова придают тексту динамику, то есть движение, действие?

Верно, глаголы могут создавать калейдоскоп сменяющихся событий действительности при описании быстро мелькающих перед нашим мысленным взором деталей событий, явлений, действий, перечисление которых позволяет передать динамику.

– Чего-то в стихотворении не хватает. Чего? Давайте попробуем найти утерянные слова.

(Слайд № 5)

– Поставьте к ним вопросы.

– Что придают тексту эти слова?

И снова верно. Прилагательные выразительны в описании. Текст становится ярче и динамичнее

– К каким существительным они относятся? Что обозначают?

В паре с существительными прилагательные служат для усиления существительных.

– Есть ли однородные члены предложения в тексте? Как вы определили?

Да, ребята, этот динамический однородный ряд хоть и небольшой, он тоже придает усиление, динамику действия или состояния природы. Давайте теперь сравним оба варианта стихотворения.

А вот еще одно стихотворение. Называется «Родник». А написал его Иван Бунин.

(Слайд №6)

В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

– Какие слова придают динамику этому стихотворению?

– А теперь сделаем вывод. Что такое прилагательное?

– А теперь заглянем в учебники. На странице 213 упражнение «Дятел». Здесь мы снова убедились, что без прилагательных никак нам нельзя.

– Самое время разгадать загадки. (Слайды №7-12)

– Что помогает быстро отгадать загадки? Верно. А теперь попробуйте самостоятельно придумать подобные загадки. А помогут вам вот эти картинки. (Слайды №13-16). Молодцы!

IV. –Ребята, вспомним все, что мы узнали на уроке.

А теперь подтвердим это теорией из учебника.

V. Задание домой.

выучить правила, упражнение 566 письменно. И попробуйте сочинить самостоятельно стихотворение (можно текст) о ручейке обязательно употребив слова, придающие динамику тексту.

Воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач, успешно реализуемых в нашей стране с первых дней обретения независимости. Огромное внимание уделяется развитию личности ребёнка, формированию у него системы ценностей. Ребёнок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддаётся негативному воздействию извне. Нравственное воспитание учеников особенно важно, потому как именно в школьном возрасте ребёнок восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребёнок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику. Учительство - одно из труднейших видов служения своему народу. Учителю поручена высокая духовная миссия: на своём месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в наших школах - добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

13. Понятие и структура личности.

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему общественных отношений определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее индивидуальность - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее мотивационной сферы.

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Структуру личности рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять биологическое социальному в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. Платонов в структуре личности выделяет четыре подструктуры, Первая - направленность личности: моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Психологическая структура личности очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.