«Утро клубилось молодыми августовскими туманами…» - так начинается
рассказ Евгения Носова «Яблочный Спас». Праздник Преображения Господня. В этот
день проходит богослужение. Поэтому «колокол… бойко названивал, созывая людей.
Они протискивались к священнику, развертывали перед ним авоськи и узелки с
яблоками». На душе тихо, спокойно, светло и радостно. Веяло яблоками. Вот и
захотелось купить «веселого бодрящего товара, при одном виде которого молодеет
и радуется душа». Скушаешь священное яблоко - и Бог даст тебе возможность
перемениться, преобразиться, стать лучше, спасти свою душу.
Среди множества торговок у церковной паперти привлекла внимание автора маленькая щуплая бабулька, неподвижно и отрешенно сидевшая рядом с ведерком совсем неприглядных яблок. Евдокия Лукьяновна Кузина. Именно её выбрал писатель, обойдя молодых нарядных, бодрых женщин и купил у неё незавидный товар. До боли пронзает каждое слово этой бабули, обращенное к случайному покупателю: «На свечку дашь, так и на том спаси тя Господь… Будя… Душа малостью живет, у нее своя пища… Ежли мать свою помнишь, добавь и на хлебушко…». В этих словах - весь характер бабы Пули, ее достоинство, долготерпение, искренность, доброта. Чтобыдобытьнемногоденег,вынужденаона продаватьяблочки - падалицу, которыенаврядликтокупит, ноонанадеется. Потом автор пойдёт к ее дому, чтобы купить еще яблок. И узнает историю ее жизни. А жизнь была очень тяжелой. Постепенно перед нами раскрывается её судьба, полная горьких испытаний и лишений.
Носов Е. И. Яблочный Спас : рассказы / Евгений Носов; [предисл. В. Курбатова; худож. С. Элоян]. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2006. - 540, с.: ил.
Главная героиня рассказа в годы войны была снайпером. Когда
началась война, она, обычная деревенская девчонка пошла на фронт, стала
снайпером и воевала наравне с мужчинами.
Вот так она рассказывает о тяжёлых фронтовых буднях снайпера и о страшном
ранении, которое изувечило её ухо:
« – Это меня ихний снайпер. Не стала слышать. Звоны в голове…
– И что же ты высматривала?
А все, что шевельнется. Но больше огневые точки, анбразуры… Застрочит пулемёт – сразу бьёшь по вспышке… Ну, да самой страшно, а руки делают… И весь остатный день в голове: попала – не попала? Попала, и всё! Хоть сама не видела. Радоваться б удаче, как бывало, радовались на стрельбище, а радости нету. Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок дерет, от людей воротит… Наверно, бабу нельзя этому обучать. Ее нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдет, а у которой душа так и останется комком… Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясет до самых пяток, будто озябла я. Не своими пальцами кручу махорку, курю в рукав, покамест колотье не уймется…
Лежишь в болоте, от комарья продыху нет. Под носом у немца чесаться, отмахиваться не станешь, лежи, терпи, иначе засекут – подстрелят. Или минами закидают… Вернешься из потайки – морда, что бычий пузырь, налитая, собственной кровью измазанная… А назавтра чуть свет – опять в наряд…
– А много ли у тебя медалей?
– Да вот Симка – главная моя медаль. А на другие вроде бы посылали, да что-то не дошли. Все зависит от начальства: как ты с ним увязана, такие твои и зарубки, такие и медали…»
Простой, незатейливый сюжет этого рассказа нельзячитать без волнения. Не привезла баба Пуля, как называли её в деревне, наград с фронта, только дочь Симку. А любимого человека убило прямым попаданием бомбы. Остался от него лишь один только сапог, который она хранит в сундуке. «Достану когда, поплачу, поразговариваю» - признаётся гостю баба Пуля.
Поражает удивительная силаи стойкость этого человека. «Что было, то было», – просто скажет она. И в ответевопрос, почему она не дошла до Германии, она застенчиво, будто извиняясь говорит: «Не сдюжила я… Дошла токмо до Литвы не то до Латвии. Помню разве городок, где стояли. Я, стало быть, Лукьяновна, а город – Лукияны. Через то и запомнился».
Скромность, смирение, терпение – главные качества характера Евдокии Лукьяновны. Тяжело было ей растить одной дочь, но она мужественно переносит все невзгоды послевоенной поры… Повзрослевшая дочь уехала в город, стала бухгалтером. Но жизнь её неудачно сложилась, вернулась к матери за помощью: растратилась на работе. Вот и пришлось Евдокии Лукьяновне продать дом. А жертва оказалась напрасной: Симувсеравноосудили, ионапогиблавлагере. И опять думала эта славная женщина не о себе. Так осталась Лукьяновна одна, в доме без крыши, в уцелевшей от пожара кухоньке вместе с таким же одиноким и брошенным кем-то котом, никому не нужная, никем не понимаемая.
РассказНосова - это обращение ко всем нам: нельзя быть равнодушным, проходить мимо беды, горя, людей, нуждающихся в помощи. Нужно видеть эту боль, ведь и добрым словом можно обогреть человека.
Носов Евгений Иванович. 1925 - 2002 |
Евгений Иванович Носов – известный писатель, участник Великой Отечественной войны. Это один из талантливых писателей нашего времени, гуманист и романтик по складу характера и отношению к жизни. Всё творчество Е.И. Носова - большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой. А в основе его творчества - его большая жизнь, о которой он очень сдержанно и кратко пишет в автобиографии.
Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачёво раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска, высоко вознесшегося своими холмами и соборами. Курск знаменит еще с давних веков. «А мои куряне - хоробрые воины, - говаривал Всеволод своему брату князю Игорю в эпической поэме «Слово о полку Игореве» - под шеломами взлелеяны, с конца копья вскормлены». Далее по реке Сейм стоят древние города-содруги Рыльск и Путивль. Все они старше Москвы и рублены еще Киевской Русью.
А из другого деревенского окна виделись мне просторный луг, весной заливаемый половодьем, и таинственный лес за ним, и еще более далекие паровозные дымы за лесом, всегда манившие меня в дорогу, которой и оказалась потом литература - главная стезя моей жизни.
За исключением Октябрьской революции, гражданской войны и первых послевоенных лет разрухи, на моих глазах проходили все остальные этапы нашей истории. Детство всегда впечатлительно, и я до сих пор отчетливо помню, как в Толмачёво нагрянула коллективизация, как шумели сходки, горюнились забегавшие к нам бабы-соседки и как всё ходил и ходил по двору озабоченный дед, заглядывал то в амбар, то в стойло к лошади, которую вскоре все-таки отвел на общее подворье вместе с телегой и упряжью. На рубеже тридцатых годов отец с матерью поступили на Курский машиноремонтный завод, и я стал городским жителем. Отец освоил дело котельщика, клепал котлы и железные мосты первых пятилеток, а мать стала ситопробойщицей, и я ее помню уже без деревенской косы, коротко подстриженной, в красной сатиновой косынке. Об этом периоде моей жизни можно прочитать в повести «Не имей десять рублей...», а также в рассказах «Мост» и «Дом за триумфальной аркой».
Жилось тогда трудно, особенно в 1932-1933 годах, когда в стране были введены карточки и мы, рабочая детвора, подпитывали себя придорожными калачиками, едва завязавшимися яблоками, цветками акации, стручками вики, которую утаскивали у лошадей на городском базаре. В 1932 году я пошел в школу, где нас, малышей, подкармливали жиденьким кулешом и давали по ломтику грубого черного хлеба. Но мы в общем-то не особенно унывали. Став постарше, бегали в библиотеку за «Томом Сойером» и «Островом сокровищ», клеили планеры и коробчатые змеи, много спорили и мечтали.
А между тем, исподволь подкрадывалась вторая мировая война. Я учился уже в пятом классе, когда впервые увидел смуглых черноглазых ребятишек, прибывших к нам в страну из сражающейся республиканской Испании. В 1939 году война полыхала уже в самом центре Европы, а в сорок первом ее огненный вал обрушился и на наши рубежи.
На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками - кто кого... Или ты его, или, если промазал, он - тебя... Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» все-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.
К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учебу. На занятия я ходил в гимнастерке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной - ведь я был старше многих из них на целую войну.
Закончив школу, я уехал в Казахстан, где так же, как потом в Курске, работал в газете. Корреспондентские поездки позволили накопить обширные жизненные впечатления, которые безотказно питали и по сей день питают мое писательское вдохновение. Много дает мне и постоянное общение с природой: я заядлый рыбак, любитель ночевок у костра, наперечет знаю почти все курские травы. В 1975 году за книгу «Шумит луговая овсяница» удостоен Государственной премии имени Горького, за рассказы последних лет - премии имени Шолохова. Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию.
Дни лета наливались как яблоки. К Преображению Господню они были созревшими и как бы закругленными. От земли и солнца шел прохладный яблочный дух. В канун Преображения отец принес большой мешок яблок... Чтобы пахло праздником, разложили их по всем столам, подо-конникам и полкам. Семь отборных малиновых боровинок положили под иконы на белый плат, — завтра понесем их святить в церковь. По дере-венской заповеди грех есть яблоки до освящения.
— Вся земля стоит на благословении Господнем, — объясняла мать, — в Вербную субботу Милосердный Спас благословляет вербу, на Троицу — березку, на Илью Пророка — рожь, на Преображение — яблоки и всякий другой плод. Есть особенные, Богом установленные сроки, когда благословляются огурцы, морковь, черника, земляника, малина, голубица, морошка, брусника, грибы, мед и всякий другой дар Божий... Грех срывать плод до времени! Дай ему, голубчику, войти в силу, напитаться росою, землею и солнышком, дождаться милосердного благословения на потребу человека!
В канун Преображения почти вся детвора города высыпала на базар, к веселым яблочным рядам. Большие возы яблок привозили на пыльных теле-гах из деревень Гдовья, Принаровья, Причудья. Жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясниками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя, и маленькие, что на рож-дественскую елку вешают, —лежали они горками в сене, на рогожках, в соломе, в корзинах, в коробах, ящиках, в пестрядинных деревенских меш-ках, в кадушках и в особых липовых мерках.
Утром встали спозарань. На дворе желтела заря — ранница. Она сдувала с крыш последний сон. Зачинающий день все шире и шире раскрывал золотые свои врата, и не успел я насмотреться досыта на восходье, так редко мною виденное, как показалось в этих вратах солнце и зашагало по земле поступью Великого Государя, идущего от Светлой Заутрени. Долго я думал, отчего солнце слилось у меня с шествием Великого Государя, виденного мною на какой-то картине, и не мог додуматься. Отец, вымытый и причесанный, в жилетке поверх ситцевой рубахи и лаки-рованных сапогах ходил по комнате и напевал: «Преобразился еси на горе Христе Боже».
— Преображение... Преображение... — повторял я. Как хорошо и по-песенному ладно подхо-дит это слово к ширящемуся и расцветающему дню. С белым узелком яблок пошли к обедне. Всюду эти узелки, как куличи на Пасху, заняли места в доме Божьем: и на ступеньках амвона, и на особых длинных столах, на подоконниках и даже на полу под иконами. Румяно и простодушно лежали они перед Богом, — вошедшие в силу, напитавшиеся росою, землею и солнышком, готовые пойти теперь на потребу человека и ждущие только Божьего благословения.
Во время пения «Преобразился еси» на амвон вынесли большую корзину с церковными ябло-ками. Над ними читали молитву и окропляли их святою водой. Когда подходили ко кресту, то свя-щенник каждому давал по освященному яблоку. В течение целого дня на улицах слышен был соч-ный яблочный хрустень.
Радостно и мирно завершился солнечный, яб-лочно-круглый день Преображения Господня.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края
— Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Сергей Есенин
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
И от вечера до ночи,
Незакатный славя край,
Будет звездами пророчить
Среброзлачный урожай.
А когда над Волгой месяц
Склонит лик испить воды, —
Он, в ладью златую свесясь,
Уплывет в свои сады.
И из лона голубого,
Широко взмахнув веслом,
Как яйцо, нам сбросит слово
С проклевавшимся птенцом.
Сергей Есенин
Е.Н. Носова “Яблочный Cпас”. Имя этого писателя мне уже знакомо. Помню его незабываемые произведения “Живое пламя”, “Кулики-сороки”. Его произведения небольшие по объему, но интересные по содержанию, ведь Евгений Носов пишет о людях и явлениях самых обыкновенных, но в обычном человеке он замечает и показывает читателю его красоту, духовное богатство и исключительный характер. Критики считают его писателем-«деревенщиком», потому что он почти все свои рассказы посвятил деревне.
Он показывает читателю деревенскую , крестьянский быт, черты людей. Может быть, все это от того, что сам вырос в деревне, любил ее, наслаждался красотой природы, окружавшей его, видел труд сельских тружеников. Поэтому его произведения нравятся читателям. Не случайно ему присуждена Государственная премия.
И вот его новый рассказ с необычным и таким поэтическим названием “Яблочный Спас”. Рассказ очень маленький по объему. Будет ли его интересно читать? ” Утро клубилось молодыми августовскими туманами… “- так начинает свое повествование. И вот вместе с ним мы переносимся в мир природы, красоты, «видим» скошенные поля в блестках оброненной соломы, “табунки молодых коней”, вдыхаем запах “яблочного ветра” и пьянящий аромат с примесью душицы”, полынка и еще чего-то волнующего и родного”. На душе тихо, спокойно, светло и радостно.
Герой рассказа “радостно колесит на старенькой ” Ниве”. И вместе с ним мы уже в Малых Ухналях. “Здесь, как и во всей святой Руси, начинается Яблочный Спас. ” Этот праздник приходит по православному календарю на 19 августа, называется Преображение. Скушаешь священное яблоко - и Бог даст тебе возможность перемениться, преобразиться, стать лучше, спасти свою душу. В этот день проходит богослужение. Поэтому «колокол… бойко названивал, созывая людей. Они протискивались к священнику, развертывали перед ним авоськи и узелки с яблоками». Весело автору смотреть на “сельский люд, неловко прихорошенный обновками, на радовавшихся ребятишек”. Веяло яблоками. Вот и захотелось купить ” веселого бодрящего товара, при одном виде которого молодеет и радуется душа”. Здесь и произошла его встреча с главной героиней рассказа Евдокией Лукьяновной.
Что заставило остановиться перед “маленькой щупленькой бабушкой”? Чем привлекла эта старая женщина его внимание? Ведь яблоки, которые она продавала, выглядели вяловатыми, у других были свежие, румяные, крепкие.
Думаю, у этого человека добрая душа. Увидел, разглядел среди женщин ту, которая нуждалась в тепле и участии. И у бабы Пули добрая, щедрая душа, она готова отдать ему яблоки за бесценок. « На свечку дашь, дак и на том спаси тя Господь» Здесь и начинается завязка рассказа. ” Душа малостью живет, у нее своя пища”. Этой женщине как раз и не хватало этой малости - сочувствия и внимания со стороны людей. Наверное, поэтому проникает она симпатией к незнакомому человеку. Автор вместе с Лукьяновой идет к ее дому, чтобы купить еще яблок. И узнает историю ее жизни.
А жизнь была очень тяжелой. Молодость пришла на годы . Автор, сам участник войны, с интересом слушает рассказ о том, как воевала эта женщина. Была она снайпером. Родину защищала. Сколько немцев истребила, не знает, не считала, не до этого было. Но на фронте, среди крови и смерти, не растеряла своей доброты и сострадания. Убивала фашистов, но было” муторно на душе”. Женщина - будущая мать, она хранительница домашнего очага, поэтому очень тяжело было убивать.
Не повезло ей и в личной жизни. Любимого человека убило на фронте, и ничего не осталось, кроме сапога, который до конца своей жизни сохранила баба Пуля, да дочка Сима стала ей наградой в жизни. Не рассказала баба Пуля о том, как тяжело было ей растить одной дочь. Это осталось за страницами рассказа. Но читатель может себе представить трудные послевоенные годы. Повзрослела дочь, уехала в город, стала бухгалтером. Неудачно сложилась ее жизнь, вернулась к матери за помощью: растратилась на работе. Вот и пришлось Евдокии Лукьяновне продать дом. И опять думала эта славная женщина не о себе. «Но не хватило вдовьих денег, признали Симу виновной. Валяла лес на Урале», да там и придавило ее деревом. Так осталась Лукьяновна одна, даже внучка о ней не помнит, уехала в Африку и забыла бабушку.
Остался у Лукьяновны дом без крыши, окна без рам да кот черно-белый, единственная живая душа.
Да и жизнь у нее черно-белая. Но Лукьянова не ожесточилась, душа ее не
очерствела. Она готова и чаем угостить своего нечаянного гостя, и курить ему разрешает в доме, и отпускать его быстро не хочет, у нее ведь давно никого не бывало…
Вот и весь сюжет рассказа. Он прост, незатейлив, по времени действия занимает один день, но читать без волнения его нельзя. Проблемы, которые поднимает автор в рассказе, актуальны для нашего времени. Мы увидели одинокую старую женщину, до которой никому нет дела. Все ее забыли: и государство, и односельчане, и местная власть. А ведь она участница войны, но нет у нее ни медалей, ни льгот, никто не помог починить ей дом, который сгорел, никто не привез дров, и пришлось ей срубить яблони.
А разве она одна такая? Мы видим глазами Носова и нашу современную деревню: полуразвалившиеся домики, поломанный мост. Деревня - наша кормилица. И государство должно оказывать ей большую помощь, стремиться к ее восстановлению. Но… «какая власть, милай!- Лукьяновна воздела кверху пустое ведро.- Теперь в Ухналях нет никакой власти. На том месте замок повешен. Уж и поржавел, поди…» И проникаешься большим чувством восхищения, преклоняешься перед великим терпением русского человека, особенно женщины.
Композиция рассказа проста - это рассказ в рассказе, повествование ведется от первого лица. Это помогло автору создать достоверный рассказ о деревне и ее жителях. И читатель верит ему.
Евгений Носов - мастер рассказа. Он удивительно точно передает мысли и чувства своих героев, да и сам автор - один из главных героев. И если в начале рассказа радостно у него на душе, то после встречи с Лукьяновой “что-то не давало, мешало ровному ходу… “Неспокойно на душе и у читателя.
Вот в этом и сила писательского слова. Чем автор сможет помочь своей героине? Его рассказ - это обращение к нам, молодым. Нельзя быть равнодушным, проходить мимо беды, горя, людей, нуждающихся в помощи. Нужно видеть эту боль, ведь и добрым словом можно обогреть человека.
Почему же автор называет свой рассказ “Яблочный Спас”? Думаю, речь не только о православном празднике. Слово “спас” происходит от слова “спасти” . Спасти души людей, пока они совсем не очерствели, спасти от безразличия, глухоты. Не случайно икона с образом Спаса строго взирает на людей. Она как бы осуждает всех нас за безразличие, за бессердечность. У Чехова есть замечательные слова: “Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с колокольчиком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…”
И звуки церковного колокола бьют тревогу - опомнитесь, люди, нельзя терять свои души.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Рецензия-сочинение на рассказ Е.Носова «Яблочный Спас» . Литературные сочинения! Зинаида Колосова
Краткосрочный проект «А у нас-Яблочный Спас»
“С праздником!” Ликует детвора,
Поедая яблоки в саду.
“С праздником”,- воскликнули, -
“Ура! Спас пришел к нам
В каждую семью”
Участники проекта : дети младшей группы «Непоседы» , родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта : В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребёнок почувствовал уникальность своего народа, знал историю семьи, страны, любил свою Родину, пришёл к пониманию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на Земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего, в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций.
Цель : Через праздник “ Яблочный спас ” познакомить детей с обрядами и обычаями русского народа. Приобщать к русским народным традициям. Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей.
Задачи : Образовательные : Познакомить детей с праздником Яблочный спас и его традициями . Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями – с праздником Яблочный Спас Развивающие : Развивать умение соотносить форму с реальным объектом. Развивать ловкость, смекалку.
Развивать моторику, координацию движения. Развивать тактильное ощущение. Развивать внимание, память.
Воспитательные : Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции. Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие. Воспитывать уважение друг к другу и взрослым. Воспитывать бережное отношение к природе, как источнику осенних даров.
Ожидаемые результаты : Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. Пополнение словарного запаса детей : румяные, спелые, наливные, урожай. Расширение интереса к чудесному фрукту – яблоко. Заинтересовать родителей проектом . Предложить совместную познавательно-творческую и исследовательскую деятельность с детьми. Осмысленное участие в русских народных праздниках (знают названия, поют русские хороводные песни, читают стихи) . Используют в повседневной жизни потешки, считалки, отгадывают загадки. Умеют играть в народные игры.
Оборудование : Для проведения исследования понадобиться : Тетради и альбом для рисования плодов. Карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей. Фотографии, иллюстрации с изображением яблонь, яблок, продуктов из яблок. Оборудование для праздничного чаепития.
Подготовительный : Определение проблемы, цели и задач. Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление эффективных связей с родителями. Подбор стихов, рассказов, загадок для детей про яблоки и другие фрукты : Подвижные народные игры забавы : “Пронеси яблочки в тарелочке”, “Перенеси яблоко в ложке в лукошко”,"Помоги Машеньке достать яблочко”. Провести беседы с детьми и родителями. Конкурс родителей “ Лучшие рецепты из яблок”.
Основной этап : Подготовить сценарий ""А у нас – Яблочный Спас . Познавательно-коммуникативная деятельность : Чтение рассказов стихов и сказок : (Виктор Стрельцов, " Это Спас ",“Яблочный Спас “автор Ната Невская , “Август. Яблочный Спас Лариса Бесчастная” Сказочник Юрий Левитанский “СКАЗКА ПРО ЯБЛОНЮ”, Вл. Сутеев “ Яблоко”, “История одной яблоньки” - Сказка К. Ушинского, Елена Сергейчук “СКАЗКА ПРО ЯБЛОКО”, Загадки : “Круглое, румяное,я расту на ветке. Любят меня взрослые, и маленькие детки”; “Само с кулачок, красный бочок. Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко”. Гляжу в оконце, на ветке Солнце. Солнце красно-белое. Солнце очень спелое. (В. Стручков) “Я румяную Матрёшку от подруг не оторву, подожду, когда Матрёшка упадёт сама в траву”. ” Круглое, румяное, с дерева упало, Любе в рот попало”. Беседа с детьми “ Яблочный Спас” Дидактические игры : “ Чего не стало”, “ Чудесный мешочек”, “Узнай по вкусу”. “ Познавательная игра “ как Яблоки вырастить”.
Продуктивная деятельность : рисунки на тему : “ Урожай у нас созрел прямо загляденье!” Коллективная нетрадиционная аппликация на тему : “ Наша яблонька”.
Двигательная деятельность : Подвижные народные игры : “Карусель”, “Передай яблоко по кругу”, “Собери урожай по цвету”. Игры-забавы : “Пронеси яблочки в тарелочке”, “Перенеси яблоко в ложке в лукошко”,"Помоги Машеньке достать яблочко” .
Пальчиковая игра : “Катись, яблочко по тарелочке”
Взаимодействие с родителями : вызвать желание родителей участвовать в проекте . Обозначить их роль в проекте . Конкурс с родителями “Угощения из яблок”. Приход гостей (Яблонька и дети старшей группы, обмен гостинцами. Наблюдение за приготовлением яблочного пирога на кухне. Заключительный этап : Праздник “ А у нас – Яблочный Спас ” Праздничное чаепитие с пирогами, вареньем из яблок. Подведение итогов конкурса для родителей на лучший рецепт.
Цели урока:
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Это урок – исследование, результат вашей многодневной работы. Тема урока “Мужество выживать и оставаться людьми” (по рассказу Е.Носова “Яблочный Спас”)
(Слайд №1)
Урок завершающий. Вами проведена большая предварительная работа: все учащиеся прочитали несколько рассказов этого писателя, анализировали эпизоды в единстве формы и содержания, изучали исторический материал.
Сегодня же вам предстоит показать филологический анализ рассказа “Яблочный Спас”. Это очень трудный вид работы. Сложность и в том, что творческие группы должны были разработать слайды, подтверждающие наглядно ваши исследования. В работе принимали участие все ученики класса, но отчитываться будет один представитель творческой группы. Остальные же ученики в конце урока составят небольшую рецензию на выступление своих товарищей.
– Чтобы выполнить свою основную задачу, донести до читателя главную мысль, автор отбирает картины, выстраивает материал в определенной последовательности, то есть производит монтаж своего произведения. Композиция направляет восприятие читателя и как бы предлагает ему ключи к пониманию произведения.
– Рассмотрим композиционное построение рассказа Е.Носова “Яблочный Спас”.
Сообщение учащихся 1 группы (Слайд №3)
В основе рассказа “Яблочный Спас” лежит, на первый взгляд, случай, как повествователь, проезжая по сельцу “Малые Ухнали”, купил в Спасов день ведерко яблок и познакомился с главной героиней Евдокией Лукьяновной. В рассказе заключено еще два рассказа.
Первый рассказ. Повествование о порушенной деревне и судьбе героини. Завязка рассказа – разрушенный мост через реку. Развитие действия – судьба Лукьяновны: приезд Серафимы, продажа дома, пожар, смерть дочери. Развязка – полное одиночество героини.
Второй рассказ. Прошлое бабы Пули. В части дома, где негде ноги поставить, все аккуратно прибрано, военная фотография на стене, которую хозяйка уже не видит. Это завязка рассказа. Казань. Фронт. Ранение. Оснащение армий наших и немцев. Драматическая история женщины-снайпера. Это развитие действия. Развязка – полное одиночество героини.
– Следующим этапом нашего урока будет работа над портретной характеристикой главной героини, так как портрет дает нам возможность представить, увидеть изображаемого человека и служит средством авторского отношения к нему.
– На какие детали внешности героини обращает внимание автор?
Сообщение учащихся 2 группы (Слайд №4)
“…маленькая щупленькая бабулька… серый прорезиненный плащик. Насунутый серый козий платок застилал ее лицо, оставляя видными лишь кончик острого носа и жесткий, будто из пемзы, серый подбородок. Всей этой серостью, угловатостью и отрешенной недвижностью она напоминала мне болотную птицу выпь, терпеливо поджидавшую свою случайную поживу”. Дома казенного вида в сером халатике стала похожа не на выпь, а на серенькую птаху. “Измятое временем лицо” степлилось “слабой улыбкой”. “По ее изрытому лбу пролегла поперечина, обремененная раздумьем”. “Под откинутой прядью я с содроганием увидел багровые ломотья уха”. Багровый цвет ломотьев уха приводит повествователя в содрогание. Не он ли начало серости, нищенского вида женщины?
Обращаем внимание на детали, на которых печать серого цвета. Перед нами существо, обескровленное жизнью, потерявшее силу.
“Глаза – зеркало души”. Но душа не может быть выражена через глаза, потому что это лишь “красноватые прищёлки, заполненные влагой”.
Не можем не обратить внимание на руки героини. Дрожащая от тика ладошка. “Показала два скрюченных пальца”. “Ее правая кисть мелко подрагивала, и она бережно, как ушибленную, оглаживала ее левой ладонью”.
“Она останавливалась, часто дыша, хватая воздух распахнутым ртом”. “Поскондыбала на ту сторону”. Говорила “задышливо”. Все эти описания заставляют читателя чувствовать пронзительную боль за потерявшего естественное очертание человека.
– Итак, рассмотрев портрет Евдокии Лукьяновны, мы ясно представили героиню, в этом помогли нам характерные детали ее внешности, повторы, которые использует автор, цветовые прилагательные. Свое сочувствие к героине автор передал и читателю.
– Теперь с помощью диалогов попытаемся выявить характер бабы Пули, больше узнать о ее жизни.
Сообщение учащихся 3 группы (Слайд №5)
Диалог – важнейшее художественное средство выявления характера героини. Он обретает динамичную форму ответов на вопросы повествователя, часто переходит в монолог героини о том, что не теряет остроты с годами и долго живет в памяти.
Ежедневный воинский подвиг до сих пор не осознан ею – считается делом обыденным и очень незначительным. Рассказывает Лукьяновна без всякого пафоса о тяжёлых фронтовых буднях, о ежедневной работе снайпера, о страшном ранении. Вот примеры скупых слов героини:
– Это меня ихний снайпер. Не стала слышать. Звоны в голове…
– И что же ты высматривала?
А все, что шевелится. Но больше огневые точки, анбразуры. Попала… Радоваться б удаче… Муторно на душе, липко как-то. Ешь – кусок рот не дерет, от людей воротит… Наверно, бабу нельзя этому обучать. Ее нутро не принимает, чтой-то в ней обламывается… Иная, может, потом отойдет, а у которой душа так и останется комком… Меня всю пронимает какой-то колотун. Трясет до самых пяток, будто озябла я. Не своими пальцами кручу махорку, курю в рукав, покамест колотье не уймется.
Лежишь в болоте, от комарья продыху нет. Под носом у немца чесаться, отмахиваться не станешь, лежи, терпи, иначе засекут – подстрелят. Или минами закидают… Вернешься из потайки – морда, что бычий пузырь, налитая, собственной кровью измазанная… А назавтра чуть свет – опять в наряд…
– А много ли у тебя медалей?
– Да вот Симка – главная моя медаль. А на другие вроде бы посылали, да что-то не дошли. Все зависит от начальства: как ты с ним увязана, такие твои и зарубки, такие и медали.
Итак, льется образная крестьянская речь, передающая предел человеческого напряжения в муках, страданиях при выполнении долга в борьбе с врагом, превосходящим сытостью, оснащением.
Героизм Лукьяновны – не разовое свершение яркого и значительного подвига, а самопожертвование каждодневное, героизм, которого она так и не осознала… “Что было, то было ”, – просто скажет она. В этом, вероятно, ее удивительная сила, сила русской души и фундамент Победы. А сознание того, что враг превосходил в силе, рождало еще большую отвагу сопротивления, которое было в этой молоденькой девушке.
На вопрос повествователя, почему она не дошла до Германии, идет насыщенная монологическая речь, застенчивая, будто извинительная: “Не сдюжила я… Дошла токмо до Литвы не то до Латвии. Помню городок, где стояли. Я, стало быть, Лукьяновна, а город – Лукияны. Через то и запомнила”.
– В чем же не “сдюжила” Евдокия Лукьяновна? Что помешало ей?
Рассмотрим поступки главной героини. Именно по ним судят о человеке.
Сообщение учащихся 4 группы (Слайд №6)
Первый осознанный поступок во спасение девичьей чести. “Девке трудно сохраниться на войне. Всяк вокруг тебя трется. Дак и я была молодая, тоже хотелось верить... Отмахивалась, отмахивалась да и выбрала себе охранщика, чтоб хоть остальные б не липли…”
Этот ее вынужденный, но выбор повлек за собою другой поступок, который не успела осознать – он вывел ее из нормального физического состояния: “не сдюжила”, “сердце спотыкнулось”.
Два солдата и сержант Феликс просят ее “достать” из винтовки немца, застрявшего на середине болота. Она смотрит на него в бинокль. “Гляжу: весь заляпан ряской, должно, пулями напорскало. Сперва показалось, будто тина на голове, а это бинты позеленелые. Грязная тряпка застила ему один глаз, другой выжидаючи уставился на меня… Такой это был страшный зрак из глубины черепа! А что я ему могу дать окромя пули! Губами шевелит… А губы вровень с водой, и слов у него не получается, а вылупляются одни токмо пузыри. … И тут меня вымутило. Видно, подошел мой край; вот как по этим черепам настрелялась! Бросила бинокль, зажала рот и кинулась в кусты… Что было – ничего не помню. Речь ее очень эмоциональна, будто говорит она о только что прошедших событиях. Лексика характеризует душевное потрясение, не выдержала “страшного взгляда” гибнущего и без того обреченного на смерть. Ее эмоциональная речь свидетельствует о том, что эхо войны досих пор раздается в ее душе нестихающей болью.
Ее охранщика разнесло бомбой, а снайперку, уже вдову и будущую мать, отправляют на самовыживание в родную деревню.
– Вот и все, что взамен опаленной души и сломанной судьбы получила Евдокия Лукьяновна.
Лукьяновна – дитя XX века, века кровавых катаклизмов, где жизнь человека потеряла ценность. Менялись идеологические эпохи, в кровавых схватках шли истребительные войны. Деревня, разрушенная насильственной коллективизацией, добита окончательно войной и послевоенными экспериментами над ней власти.
– Так что же ждало героиню рассказа на родине, в своем родном селе?
Сообщение учащихся 5 группы (Слайд №7)
Село Малые Ухнали тоже в разорении. Эхо трагических перемен и война меняли ее былой вид и внутреннее содержание. Деревня так же брошена властью на самовыживание, как и Лукьяновна. О том и ее рассказ, как сгорел дом, потому что пожарная машина шла объездом, потому что вместо моста через реку повесили “люльку”, по которой опасно ходить.
Надежды на будущее у ветерана нет. Дом поправить нельзя: “капиталу” нет, “пенсия с гулькин носок”, власть помочь не может, потому что “в Ухналях нетути никакой власти”. Надломленная с юности, она с великим терпением и кротостью переносит новые и новые удары судьбы, по доброте и необходимости лишаясь родительского наследия: дома, яблоней, которые пошли на дрова. “…А ни угля, ни дров… Обещали, обещали…”
Не удалось ей стать поваром, получить образование. Стала инвалидом, пришла к ней ранняя старость и горькое одиночество. Не было и романтики в любви.
(Слайд №8)
Тяжкие дороги войны Лукьяновны связаны с картинами природы, несущими страх, беды, смерть. Вот как она вспоминает эти чужие места: “Места там глухие, безлюдные болота. Вода торфяная, в пузырях, все что-то булькает, чавкает, вздыхает. По кочкам курослепы в человеческий рост, камыши наравне с ольхами, сизый мох бородами на стволах висит. Дерева душит…Ступить некуда”. Вокруг воронье каркает. Трупы повсплывали. Смердят. От вони с души воротит.
Удивительно зоркое наблюдение, снайперское. Все таинственное и живое, угрожающее встает перед его взором. Все глаголы употреблены в настоящем времени. Формы и звуки зловещие, запах смердящий будто и сейчас захватывает ее воображение, ужас не отпускает и за давностью лет. Одинокие маршруты, выполняя задания, она ежедневно совершает в обнимку со смертью. Такой багаж памяти не мог ей приносить радости. Как и вся ее неустроенная жизнь
Е.И.Носов создал образ молоденькой Дуси, верной воинскому долгу, свершавшей повседневный подвиг в голоде, в грязи, в крови.
– Мы видим, как вживается ее душа во все, что заложено временем XX века. Терпеливо и беззлобно “малым живет ее душа”. Но “птаха” эта “подстреленная” носит в себе ощущение, как “обламывается душа”, как осталась она “комком”. Ослепшая, оглохшая, превратившаяся в “плащ на кривулистых ходулях”, лишенная имени, а без имени нет человека.
– Рассмотрим, как речь Лукьяновны отражает историю ее жизни.
Сообщение учащихся 7 группы (Слайд №9)
Повествование ведется от имени рассказчика – автора и его героини бабы Пули, Лукьяновны.
Речь бабы Пули отражает разговорно-народную стихию разных эпох: дореволюционно – русскую, военную, советскую. Она родом со старой Руси, потому в углу ее “каморы”, “за лампадкой, темная иконка Смоленской Одигитрии”. Православная культура наложила свой отпечаток на речь. “На свечку дашь, дак и на том – спаси тя Господь”. “Господи Иисусе…– перекрестилась она. “Душа малостью живет. У нее своя пища”. “Я тя умою, голубь”. Ее речь насыщена метафорами, сравнениями крестьянского обихода, что органично живут в ней: “Ну дак совсем сыроежки зеленые”. “Это у меня в голове пташки чирикают”
В каждой ее короткой фразе образная картина, слово наполнено глубоким содержанием. На ее речи отразилась и военная эпоха. Лексика войны вошла в оборот. Но душой не принята. Искажение слов вызывает к ней сочувствие. На таком положении и новые слова эпохи: “анбразуры”, “струмент”, “хвершал”, “булгактер”.
Не ее это стихия, в новом времени она человек чужой, одинокий, забытый, лишенный общения с людьми.
Звучат в ее речи старорусские слова, разговорные, просторечные, диалектные, соответствующие ее образу мышления и среде ее обитания. “А ить был же тут мосток, ан весь разворовали”. “Дошла токмо до Литвы”.
Такое смешение лексических пластов отражает историю жизни Лукьяновны и местный колорит населения, его речи.
(Слайд №10)
– Повествование ведется не только от имени бабы Пули, но и от имени автора. Он предстает перед читателем по тому, как он относится к своей героине, к прошлому и настоящему, к природе и человеку. Его видение особое, с высоты прозрения он все фиксирует всевидящим оком. Его выбор самой “серенькой бабульки”, с самыми невзрачными яблоками – не что иное, как прозрение и милосердие к “маленькому человеку”.
Сообщение учащихся 8 группы (Слайд №11, 1 часть)
Автор в Малых Ухналях не случайный проезжий. Он знает прошлое села, в котором до 1917 года промышляли “подковным ремеслом”. Позднее власть превратила сельский храм в свалку “бумажных кулей с химикатами, мела и гашеной извести”, “храмец – обезглавленный, с порослью березок на карнизе, весь в цементных помазках и пластырях”. Истребление православной культуры, как и осквернение Храма, вызывали в душе автора неугасающую боль многие годы.
Но сейчас у повествователя восторженное настроение. Оно передается читателю через пейзаж:
“Утро клубилось молодыми августовскими туманами, еще легкими, не виснущими на кустах и травах, а кисейно парящими поверх изб и свежих сенных стогов, полня собой все остальное небесное пространство, уже степленное незримым солнцем, отчего казалось, будто перезвоны какого-то большого празднества сами по себе зарождались в мглистом таинстве встающего погожего дня. Под этот благовест, то отдаленный, то приглушенный туманом, то явственный, со всеми подробностями ликующих подголосков, было мне ново, необычно радостно колесить в моей старенькой “Ниве”.
“Из садов, уже созревших, обремененных плодами, вдруг опахнет волнами теплого яблочного ветра, ты неудержимо вдохнешь этот скопившийся за ночь пьянящий аромат с примесью душицы, полынки и еще чего-то волнующего и родного, потянешь в себя со всей жадностью, насколько позволят пуговицы на рубахе”. (Учащийся на фоне музыки читает отрывок наизусть)
Это возрождение утра, возрождение Христовой веры, возрождение души автора. Это естественное августовское преображение всего: из трав – сена, из птенцов – грачат, из жеребят – табунков, из цветов – яблок – было гармонией, итогом извечных свершений природы и человека.
“Грех было не догадаться, что в Малых Ухналях, как и во всей Святой Руси, начался Яблочный Спас”.
Общую гармонию со Спасом в Малых Ухналях явило собою богослужение в Храме. Это первые шаги возрождения Христовой церкви.
В душе героя все это отражается радостью, таинственным чувством обновления.
– В связи с чем изменилось его психологическое состояние?
Сообщение учащихся 9 группы (Слайд №11, 2часть)
“В предчувствии близкой осени скудно, устало доцветали оранжевые коготки, уже начавшие жухнуть и осыпаться блеклыми семенами. Меж коготков поднимались несколько кленовых прутиков, посаженных Лукьяновной, хоть бы чем-то сокрыть уродство ее жилья”.
Рассказ ее о фронтовых буднях привел его в смущение: “Смутился я таким поворотом нашей беседы”. Его психологическое состояние становится явно драматическим. Заросшая тропа к “каморе” героини изгоняет вовсе внутренний восторг автора, наводит щемящую тоску и на читателя. “ Шел я вниз и оглядывался: что-то не давало, мешало ровному ходу”…
Очевидно, это не только чувство сострадания, но и горечь собственного бессилия.
Итак, повествователь испытывает два прямо противоположных чувства. Сначала – радость, ликующий восторг до ощущения молодости, потом – сочувствие, смущение, бессилие.
– Прочитайте описание полёта нежной бабочки, пленившей автора по пути к дому героини. В чём смысл этого художественного образа? (Слайд №12)
Примерные ответы учащихся. Дополнение учителя.
“Над темной кофейной водой ломко промелькивала лимонно-желтая бабочка, невесть откуда и куда летевшая и невольно заставлявшая переживать, что не долетит при этом своем робком и неумелом полете или вот-вот схватит ее затаившийся под лозами большеротый голавль”.
На обратном пути будто ждала она его. “Опять мелькала ярко-желтая бабочка – наверняка уже другая, но мне казалось, будто она все еще та, утренняя, потерявшая что-то в поречнях ивняка…
Или она сама чья-то потерявшаяся душа?..”
Эта бабочка напоминает жизнь Лукьяновны, которая терпит постоянные страдания. Через страдания очищается ее душа.
Е.И.Носов создал образ женщины, сохранившей в себе нравственные ценности православия. Скромность, смирение, терпение – главные качества ее характера.
Лукьяновна находится среди людей разобщенных, утративших Христово милосердие. Но она сумела мужественно перенести все страдания, сумела выжить и остаться человеком.
– Какова же основная идея рассказа?
– Почему рассказ называется “Яблочный Спас”?
(Слайд №13)
Автор верит в преображение Святой Руси, потому что уже возрождаются нравственные ценности православия, возрождается Христова Вера, восстанавливается хозяйство страны. А если возродится Россия, возродятся и люди, ее населяющие.
Закончить основную часть урока мне хочется словами из Евангелия: “Да любите друг друга, как я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы мои ученики”.