Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.
Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.
Задачи:
· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;
· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;
· Доставить детям радость.
Взрослые:
· Ведущая
· Хозяйка
· Домовой Кузя
Дети:
· Колобок
· Медведь
· Машенька
Атрибуты :
· Четыре клубка пряжи
· Лисья рукавичка
· Корзинка с рыбой
· Платочек для игры, 8 платков для танца
· 2 ведра, коромысло, снежки
· 8 деревянных ложек
· Короб, пирожки
Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.
Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..
/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /
Ведущая : На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /
Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.
/ Входят дети подготовительной группы /
Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.
/ Хозяйка рассаживает детей /
Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.
Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!
2) Домом жить - не лукошко шить!
3) Домом жить - не развеся уши ходить!
4) Домом жить - обо всём не тужить!
5) Дом вести - не лапти плести.
6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.
Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?
Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.
/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /
Хозяйка:
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.
Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.
/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /
Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)
Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».
Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,
Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!
/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /
Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)
Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.
Печь избу согревает, да освещает.
Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?
Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?
Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?
Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,
Хочется Вам увидеть настоящего Домового?
Дети: Да!!!
Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.
/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».
Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?
Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.
Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят
Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!
Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?
Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)
Я хозяйственный такой -
Добрый Кузя Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Чтобы в доме был покой,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и лады -
Охраняю от беды.
Эх, раз, ещё раз
Кузя спляшет Вам сейчас.
Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.
/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:
Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.
Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,
Приседай и вставай, да и нам заданье дай.
Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!
(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/
Цель:
«Долог день до вечера, коли делать нечего»
Зал украшен предметами русского быта, народного творчества. В центре зала – русская изба: в углу бутафорская русская печь, на окнах резные занавески, на столах самовар, глиняная посуда.
Детей встречает Хозяйка (ведущая), одетая в русский костюм. Прихорашивается, в окно выглядывает.
Хозяйка : Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу…
Позову-ка я ребят на посиделки.
Будут пляски, будут песни.
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки-хохотушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные молодцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать.
(из-за дверей раздается звук бубенцов, смех и пение).
Входят девочки в русских сарафанах .
Хозяйка : Проходите, проходите!
Давно вас поджидаю.
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше голову-головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цвет водицу встряхивает.
Хоровод «Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.
(раздается стук)
Хозяйка: Проходи, честной народ,
Не пыли, дорожка.
Добры молодцы идут
Поплясать немножко.
Входят мальчики в русских костюмах, здороваются, кланяются. Встают напротив девочек.
Мальчик: Что-то пляска не видна?
Девочка : Нет, неверно, вот она!
Мальчик : Плясуны не хороши!
Девочка: Сам пойди, да попляши!
Мальчик : Мы присядем, ногу в бок!
Девочка: А мы ногу на носок!
Мальчик: Топотушками пойдем!
Девочка : А мы сядем отдохнем!
Мальчик: С вами мы плясать пойдем!
Девочка: Лучше после отдохнем!
Общая пляска (рус нар мел.)
(дети рассаживаются по местам, все занимаются каким либо делом: вышивают, сматывают нитки, мальчики «плетут сети, вырезают деревянные фигурки» и т. д.)
Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.
Девочка: Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Девочка: Она тонка, да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра
Всему миру красна!
Девочка: Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой.
Сквозь холст он проходит
Конец себе находит.
Хозяйка: Какова пряха,
Таково на ней рубаха.
Хозяйка: Федул, что губы надул?
Мальчик: Кафтан прожег (показывает рубаху с дырой)
Хозяйка: Починить можно?
Мальчик: Да иглы нет.
Хозяйка : А велика ли дыра?
Мальчик: Остались ворот, да рукава.
Хозяйка: Ты пирог ел?
Мальчик: Нет, не ел.
Хозяйка: А вкусный был?
Мальчик: Очень! (поглаживает живот)
Хозяйка: Где песня льется,
Там легче живется.
Запевай песню шуточную,
Шуточную, прибауточную.
Песня «Во кузнице» рус. нар. мел.
(мальчики поют, девочки – шумовой оркестр )
Под веселую музыку входит Коробейник с подносом, на подносе подарки: ленты, расчески, зеркальце…
Коробейник : Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, молодки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
А тари, тари, тари.
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги -
Куплю Маше серьги
Останутся пятаки -
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошики -
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки -
Куплю Маше подушки.
Хозяйка: Ой, ой, проходи, да на нас посмотри, что принес, покажи.
Коробейник: Да принес я много чего, хочу одарить вас своими подарками.
Но сначала покажите, какие вы ловкие.
На игру вы выходите,
Свою ловкость покажите.
Удальцов я одарю,
Что принес им, подарю.
Русская народная игра «Гори ясно»
(Коробейник одаривает детей ленточками, свистульками и т. д. )
Девочка: Как у наших у ворот собирается народ.
Девочка : Где веселый народ, тут и наш хоровод.
Инсценирование песни «Как у наших у ворот» рус нар. мел.
(молодец на «коне», девица у ворот стоит)
Хозяйка: Круглолицы, белолицы
Славно танцевали,
А теперь я хочу,
Чтоб все вы поиграли.
Русская народная игра «Горшки»
Хозяйка: Сядем рядком,
Да поговорим ладком!
Ну-ка, кто пословицы да скороговорки
Мастак рассказывать:
«Долог день до вечера, коли делать нечего.»
Дети: (по очереди )
Хозяйка: Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!
Танец с платочками рус. нар. мел.
Хозяйка: Молодцы, я за это подарю вам песню русскую, раздольную.
Помню, как певали в избах. Красота! Женщины, сидя у кудели
пели или девушки за селом, или же пока не засветлело
мужчины – за праздничным столом.
Взрослые, которые тоже сидят тут же в русских сарафанах поют песню.
Песня «Ой, со вечора, с полуночи» рус. нар мел.
(раздается стук)
Входит цыганка.
Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.
Да вы, милые, не бойтесь меня.
С добром пришла, вам правду скажу,
О будущем расскажу.
Хозяйка: Заходи, заходи, коль с добром пришла,
Мы гостям все рады!
Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например: («Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут» и т. д.)
Цыганка: А за ласку вашу, я спляшу для вас.
Цыганский танец.
Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти..
До свидания. (уходит)
Хозяйка: Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,-
Маму, дочка, слушайся.
Инсценировани е песни «Пошла млада за водой» рус. нар. мел.
(Солисты - Ваня и Таня, дети - с музыкальными инструментами )
Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Частушки.
(девочки с платочками, мальчики – руки на поясе)
Девочка: Говорят, они придут,
Говорят, появятся.
Двери отворяются
С улыбочкой являются.
Мальчик: Разрешите в этом доме
Разрешите поплясать.
Я не буду сильно топать
Только буду припевать.
Девочка: Говорят, я боевая
В девках не остануся.
Ох, и горюшко тому,
Которому достануся.
Мальчик : Разрешите мне сплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.
Девочка: Я частушку на частушку
Как на ниточку вяжу.
Ты подсказывай, подружка,
Если я не докажу.
Мальчик: Плясать пошел
Сапоги дерутся.
Шаровары коротки
Девки засмеются.
Девочка: Что ты, Ваня, плохо пляшешь,
Как ворона на колах.
Все равно не перепляшешь,
Разорвись хоть пополам.
Мальчик: Ах, пятка-носок,
Выковыривай песок.
Ах, бей-топочи,
Что бывало – то молчи.
Девочка: У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа-
Косолапы женихи.
Мальчик: Ах, топни нога,
Топни, правенькая.
Я не вырасту большая-
Буду маленькая.
Девочка: Ох, частушки хороши,
Их поем от всей души.
Но вы тоже не зевайте,
А смелее подпевайте.
Мальчик: На окошке два цветочка:
Голубой, да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Хозяйка: Кто с платочками пляшет,
Да на балалаечке играет,
Тому скучно не бывает.
Общий веселый танец.
Хозяйка приглашает всех гостей и детей пить чай с пирогами.
Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002233 ШПИ 62502666132250 дата отправки 16.11.2013г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Сценарий детского народного фольклорного праздника
«Деревенские посиделки»
Цели:
1. Познакомить детей с русским народным устным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям родного края,
3. Развивать внимание, память.
Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.
Слова ведущего:
"Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Похожа она у нас на деревенскую избу, не хватает только большой русской печки, такой как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные и пуховые нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. Тогда ребята не было телевизоров, компьютеров, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. И у нас сегодня будут посиделки.
Слова хозяйки:
"Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"
Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"
Слова хозяйки:
"В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".
Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:
Федул, что губы надул?
Кафтан прожег.
Можно зашить.
Иглы нет.
А велика ли дыра?
Да один ворот остался.
Слова хозяйки:
"Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан- это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".
Фома, что из леса не идешь?
Да медведя поймал!
Так веди сюда!
Да он не идет!
Так сам иди!
Да он не пускает!
Сынок, сходи за водицей на речку!
Брюхо болит!
Сынок, иди кашу есть!
Что ж, раз мать велит - надо идти.
Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.
Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Слова мальчиков:
Что ваши девчата делают?
Шьют да поют!
А матушки?
Порют да плачут.
Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. На печи да в шубе согреться можно.
Слова хозяйки:
"Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!"
Парни приглашают девочек в круг на игру.
Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)
Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Мальчики:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Мальчики:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Мальчики:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)
Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.
Две девочки читают частушки перед исполнением пляски:
– Эх топни, нога
Топни правенькая,
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
– Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
– Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.
– Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.
– Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.
1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка :
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."
Слова хозяйки:
"Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле - сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки".
Мальчик:
– Акуля, что шьешь не оттуля?
1 девочка:
– А я, батюшка, еще пороть буду.
Слова хозяйки:
"Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"
(угощает гостей конфетами)
Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
(Слова и музыка народные)
– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.
– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.
– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Мальчик:
"А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"
Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.
Две девочки:
– На улице две курицы
С петухом дерутся.
– Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
«Ха-ха-ха, ха-ха-ха
Как нам жалко петуха!
Мальчик:
"А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"
Слова хозяйки:
"Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»
Дети, взявшись за руки, ходят, вокруг сидящего в центре,и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Девочка:
"Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?"
Мальчик с самоваром:
"Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!"
(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)
Девочка:
"Не красна изба углами,
А красна пирогами!"
Слова хозяйки:
"Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"
Слова ведущей:
"Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо всем!
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Фольклорные праздники в детском саду заканчиваются ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.
Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.
Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:
Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание, составляющих фольклорные праздники в детском саду .
Важно продумать сценарный ход праздника («Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки»). И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой.
Проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника, обязательно включает постановку поисковых действий и предварительную работу, построенные в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников.
Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.
Но изготовить простую игрушку, поучаствовать в выставке «Народная игрушка», выразив свои впечатления через продуктивную деятельность ребенок может и самостоятельно.
При разработке фольклорного праздничного проекта важно каждый законченный его этап обсуждать с ребенком: что у него получилось, что можно сделать еще.
Например:
Приведем в качестве примерного сценарий, подготовленный и реализованный ДОУ ЗелАО г. Москва.
Фольклорный праздник подготовили сотрудники детского сада с этнокультурным русским компонентом образования № 2096 ЗелАО г. Москвы:
Познакомить детей с народной филимоновской игрушкой, способом ее изготовления и росписи желто-красно-зелеными полосками. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушки, нарядность, яркость. Создать радостное настроение от встречи с народной игрушкой, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений, костюмов.
Осенняя картина деревни: изба, колодец (крыши расписаны филимоновским орнаментом), деревья, украшенные листьями под филимоновскую роспись; под деревом на скамеечке сидит дед Филимон. Вывешены таблицы с узорами и фигурками. Подготовлены
Дети в филимоновских костюмах (порты и юбки из ткани в полоску) перед началом праздника рассаживаются в зале на стульчиках. В зал входят гости. Дети встают в полукруг. Исполняется приветственная песня.
— К нам гости пришли
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. (2 р.)
Филимонова деревня
Мастерами славится.
Приходите, гости, чаще –
Всем у нас здесь нравится!
Разыгрывается ярмарочная суета: кто-то из детей «продает» баранки, бусы, платочки. Остальные ходят, рассматривают товары.
Дети (зазывалы):
– Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
– Как у нас ли, тары-бары,
Всяки – разные товары…
– Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите!..
– Кому бусы?
– Кому баранки?
– Кому платки расписные?
– Небольшой расход,
Подходи, народ!
Появляется Мастерица, обращает внимание детей на крутящуюся «карусель» с висящими на ней нарисованными фигурками, на расставленные на столе филимоновские игрушки. Несколько детей, заинтересовавшихся яркими фигурками, подбегают к Мастерице.
Мастерица: — Чудо-игрушки – разноцветные зверюшки!
Дети: — Ой, а что это у вас такое интересное?
Мастерица: — А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас расскажу… Давным-давно жил в нашей деревне дед Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о них… Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего сделаны эти замечательные игрушки? (Ответы детей.)
— Да, правильно, из глины, потому что лесов вокруг Филимоново мало, но много оврагов, а в них разная глина: белая, красная, розовая, черная. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи – на забавных Змеев Горынычей.
Ребенок: — Не желает медведь реветь – желает свистеть! (Жестом показывает на фигурку медведя.)
Мастерица: — Раньше в этих краях и стар и млад со свистульками на праздник ходили и веселились. И нам пора веселиться.
Сценка «Небылицы со свистульками»
Дети исполняют сценку «Небылицы со свистульками».
— Уж и где же это видано,
Уж и где же это слышано,
Чтобы курочка бычка принесла,
Поросенок яичко снес.
Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал!
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Малых деток – поросяточек,
Поросятки по сучкам висят.
Поросятки по сучкам висят,
В небеса глядят, лететь хотят!
Небылица, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина!
Мастерица: — А знаете, почему такие длинные шеи у зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая, что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили игрушки, на них образовывались трещины, тогда приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок становилась все длиннее.
Выходит мальчик, рассматривает фигурку петушка:
— Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет.
Ку-ка-ре-ку!
Выходит девочка-курочка:
— Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки – желтые ребятки.
Песня-игра «Курочка-рябушечка»
Исполняется песня-игра «Курочка-рябушечка».
Играющие по считалке выбирают «курочку», «коршуна», остальные дети – «цыплята». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает:
– Курочка-рябушечка, куда пошла?
– На мельницу.
– Курочка-рябушечка, за чем пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, кому вода?
– Ребятишкам.
– Курочка-рябушечка, ребята чьи?
– Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!
«Коршун» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят» «крыльями». А «цыплята» стараются увильнуть от «Коршуна». Игра продолжается до тех пор, пока не будут схвачены все «цыплята».
Загадки
Мастерица: — Ребята, а ну-ка угадайте, каких зверюшек любили лепить филимоновские мастерицы?
Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
(Олень)
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молоко дает.
(Корова)
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны,
Летом в лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)
До того жирна, даже шея не видна,
Лежит замарашка в щетинистой рубашке,
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все в стоне она.
(Свинья)
Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса.
Догадались – кто?
(Лиса)
Песня-игра «Тень-тень-потетень»
Исполняется песня-игра «Тень-тень-потетень» (поет одна группа детей).
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася Лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем я выколю глаза!»
Мастерица: — Кроме зверюшек мастерицы лепили и фигурки людей. Вот, посмотрите: «Один солдат – на базар, другой – с базара».
Выходят два мальчика и показывают сценку «Фома и Ерема».
Фома: — Здравствуй, брат Ерема.
Ерема: — Здравствуй, брат Фома.
Фома: — Куда путь держишь?
Ерема: — На ярмарку иду.
Фома: — На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?
Ерема: — Кума сказала.
Фома: — А кума откуда знает?
Ерема: — Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
Фома: — Бывал…
Ерема: — Велика?
Фома: — Не мерил.
Ерема: — Сильна?
Фома: — Не боролся.
Ерема: — А кого ты на ярмарке видел?
Фома: — Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.
Ерема: — Это ведь медведь был.
Фома: — Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.
Ерема: — Да это же волк!
Фома: — Все же ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.
Ерема: — Это заяц.
Фома: — Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.
Ерема: — Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань.
Мастерица: — А вот еще: «Собрались Иван да Маланья на гулянье; танцует парочка, солдат да сударочка».
Исполняется парная «Кадриль» (танцует другая группа детей).
Мастерица: — Руки у филимоновских мастериц сильные, теплые и ласковые, у них и терпение есть, и глаза красивое видят. Оттого и узоры получаются такими яркими, в разноцветные полоски: красные, желтые, зеленые.
Номер с ленточками
Исполняется «Номер с ленточками» (сопровождение народным наигрышем в записи).
Участвуют шесть девочек. Они делятся попарно. У каждой пары – свой цвет ленточки: желтая, зеленая, красная. Девочки сначала «рисуют» полоски, затем «рисуют» дорожку.
Мастерица (комментирует нарисованный орнамент): — Как красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти полоски?
Дети: — Это наша земля, наше полюшко.
Мастерица: — А что растет на нашем полюшке? Правильно – рожь, пшеница, лен. Но это все без воды не вырастет. А ну-ка, мастерицы, в ваших узорах есть символ воды? (Показ на мольберте.)
Девочки «рисуют воду».
Мастерица: — А без чего же еще не вырастет урожай? Правильно, солнышко дает всему жизнь.
Девочки «рисуют солнышко».
Мастерица: — Солнышко – это уже более сложный узор. Есть еще другие узоры: ветвистая елочка, лучистая звездочка, яркая ягодка. Много нарядных узоров придумали филимоновские мастерицы. (Показать на плакате, на мольберте нарисовать.)
— Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Вот вроде все, что я хотела рассказать…
Ну а теперь пора нам всем сплясать!
Дети встают со стульчиков на общую пляску.
Мастерица:
— Пестро, красно кругом:
Штаны на парнях полосатые,
Рубахи всех цветов.
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!
Звучит веселый народный наигрыш, танцуют все.
Дети под пляску поют частушки:
– Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей!
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги –
Куплю Маше серьги.
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки.
Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся грошики –
Куплю Маше ложки.
Купил милке перстенек –
Милка доброй стала.
Позабыл купить платок –
Милка нос задрала.
Автор статьи — Зацепина Мария Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Материал предоставлен №4 за 2010.
Введение
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.
Стандартизация в системе образования нормирована приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Такого стандарта в России ещё не было. И с каждым годом он всё шире и шире открывает для себя двери в Российскую образовательную систему. А с 1 января 2014 года вступил в силу приказ Минобразования и науки РФ «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. На основе стандарта разрабатывается и сама Программа. Это делают сами дошкольные учреждения. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья). Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей, так же высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества.
Культурно– образовательная среда дошкольника является фундаментом для Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступенях начального общего образования (п.19.6. ФГОС), в основе которой положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. В связи с этими поставлена задача ориентировать проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» на решение главной проблемы современного общества – утрату нравственных интересов и общечеловеческих ценностей.
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло? Вспомним слова академика Д.С.Лихачева: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Рациональные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. И одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Народные фольклорные праздники в жизни малышей». Для тог, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Объектом исследования данный проект предусматривает процесс приобщения всех детей нашего дошкольного учреждения.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщение детей к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
Задачи проекта:
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, формирует исполнительской культуру, мотивирует на творчество.
Ожидаемые результаты:
прикладного искусства;
Аннотация проекта
Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» представляет внутренний нормативный документ и является немаловажным для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду «Ромашка». Основная идея проекта – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, дошкольного детства. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен).
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
II. Основной
III. Заключительный
Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
Постановка проблемы
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Опираясь на методическое пособие для педагогов «Народный календарь и дети» С.Черноскутовой, фольклорный материал книги методические рекомендации и программу Э.Г.Чуриловой, авторскую технологию А.И.Бурениной, я рассчитываю, на положительную динамику решения проблемы в ходе реализации проекта.
План мероприятий
Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Организационно-подготовительный | Анкетирование воспитателей
Анкетирование родителей Наблюдения |
Май-сентябрь | Музыкальный руководитель,
воспитатели |
Основной | Октябрь | Музыкальный руководитель | |
Консультация для воспитателей «Роль музыкального фольклора в жизни детей дошкольного возраста» | Ноябрь | Музыкальный руководитель | |
Семинар – практикум для воспитателей «Использование музыкального фольклора в воспитании детей» | Декабрь | Музыкальный руководитель | |
«Мастер – класс» для родителей «Народная музыкотерапия» | Февраль | Музыкальный руководитель,
Воспитатели |
|
Семинар – практикум для родителей «Знакомьте малышей с фольклором» | Март | Музыкальный руководитель,
Воспитатели |
|
Круглый стол с участием родителей «Роль народного фольклора в | Апрель | Музыкальный руководитель,
Воспитатели |
|
Культурно - досуговое мероприятие «Ярмарка» | Май | Музыкальный руководитель,
Воспитатели |
|
Рефлексивно-диагностический | Анкетирование воспитателей
Анкетирование родителей Мониторинг творческих способностей, музыкальных особенностей Наблюдения |
Май | Музыкальный руководитель,
воспитатели |
План мероприятий с детьми
Название
мероприятия |
Форма проведения | Предварительная работа | Материал | Направление |
Осеница – царица | Праздник | Беседа о осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, разучивание песен, плясок, загадок, русских народных игр. | Костюмы, музыкальные инструменты | |
Рождественские Посиделки | Музыкальная
гостиная |
Беседа о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями. | Иллюстрации с изображением
ряженных |
|
Колядки | Развлечение | Беседа о празднике Масленица, о традициях, обрядах, обычаях. Разучивание приговорок, прибауток, закличек, песен.
Организация и проведение русских народных игр и забав. |
Костюмы
ряженных, шумовые музыкальные инструменты |
|
Эх, да Масленица! | Русские гулянья | Разучивание рождественских колядок, русских народных игр | Костюмы
ряженных, шумовые музыкальные инструменты |
Физическое развитие |
Вербное воскресение | Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» | Рассказ о праздновании вербного воскресения и о вербе. | Веточки
вербы, народные |
Художественно-эстетическое развитие |
Пасха | Праздник | Рассказ о празднике Пасха. Знакомство с обрядами, играми, поверьями, обычаями. Разучивание пасхальных песен приговорок, раскрашивание Пасхальных яиц. | Костюмы,
музыкальные инструменты макет горки, пасхальные яйца, |
Социально-личностное развитие |
Троица все зеленью покроется | Праздник | Беседа о праздновании Троицы об обрядах, традициях. Разучивание русских народных игр, хороводов, песен. | Демонстрац.
материал |
Познавательно-речевое развитие |
Ресурсное обеспечение проекта
1. Нормативно – правовой ресурс:
2. Материально – технический ресурс
3. Информационный ресурс:
Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное:
Финансовое:
Реализация проекта осуществляется за счет бюджетных ассигнований МБДОУ «Ромашка» (покупка методической литературы, оборудования и др.), а также силами волонтерской деятельности педагогов ДОУ, и родителей воспитанников ДОУ (сбор экспонатов для музея, изготовление наглядных и дидактических пособий и др.).
Материально-техническое:
Реализация проекта требует оформления мини-музея, изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
Кадровое:
Разработку и реализацию проекта обеспечивают штатные работники ДОУ:
В результате реализации проекта:
Риски и пути преодоления рисков
Конечно же, при апробации проекта нужно учитывать, что возникнут определённые трудности и риски.
Хочется отметить проблемы, с которыми мы столкнулись:
особенностей детей дошкольного возраста;
тяжело для восприятия детей;
Но все эти проблемы можно преодолеть с помощью взаимодействия педагогического коллектива и родителей. В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.
Особо значимым является период дошкольного детства, период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом.
Взаимодействие со специалистами и родителями:
Внедрение проекта проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей. Так же проводятся беседы с родителями, их участие помогает дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает
достигнутых результатов с прогнозируемыми.
Модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строится как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.
Педагогический коллектив в этом направлении решал следующие задачи:
С целью ознакомления родителей с проектной деятельностью используются активные формы работы. Тесное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогическое просвещение родителей осуществляются на занятиях: «Школы для родителей». Для родителей выпускаем информационные стенды: «Народный праздник в жизни ребёнка», «В кругу семьи», «Православные праздники».
Таким образом: постоянная работа с семьей, позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно- нравственного воспитания в семье и детском саду Работа детского сада в данном направлении соответствует запросам родителей, которые хотят видеть своих детей духовно, психически и телесно здоровыми.
Необходимые условия реализации программы:
Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.
Проект «Народные фольклорные праздники в жизни малышей» должен стать мощным импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. И Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект в своём развитие имеет прогресс так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и народное творчество учат детей понимать добро и зло, а так же противостоять негативным явлениям. Данный проект помогает комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Также ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отвели детскому фольклорному празднику. Стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
Список используемой литературы